Мирослав Бартак - 45 лет творчестваРодился 29 марта 1938 года в словацком городе Кошице. Мечтал стать художником, но родители считали,
что есть профессии посолиднее и в итоге Мирослав поступил в высшее военно-морское училище им. Н. Й. Вапцарова
в болгарской Варне, где получил диплом морского инженера. После училища работал на чехословацких торговых
судах. В свободное время, которого в плавании много, рисовал. И вообще, морская романтика оказалась
ему чужда, он никогда не мечтал о путешествиях, в нем зрело сознание того, что это он десять лет занимает место того, кто за одну ночь в Японии отдал бы бог знает что. Окончательное решение сойти на берег пришло тогда, когда
на пути в Гавану, в районе Багамов его судно "Пионер" напоролось на коралловый риф. Так он очутился в 1969 году
в Праге с пухлой папкой, набитой рисунками. По совету друзей он понес их в редакции и вскоре они появились
на страницах газет и журналов.
Итак с 1969 года Мирослав Бартак - свободный художник.
За минувшие годы у него состоялось 86 выставок своих работ не только в странах Европы и на родине, но и
в Найроби (Кения, 2004 г.), а также в Гренландии (год?). Издал одиннадцать авторских книг рисунков (три в Швейцарии, три в Германии,
одну в Словакии и четыре в Чехии), это не считая коллективных сборников. Создал несколько мультипликационных
фильмов. С 1970 г. и по сей день сотрудничает с такими швейцарскими изданиями как Nebelspalter, Das Magazin (Цюрих)
и Weltwoche.
«Die Weltwoche»
С 1990 по 1998 год был председателем Чешской унии карикатуристов (ČUK)
Награжден нидерландской медалью им. Тона Смитса за вклад в жанр (2007). /Ton Smits (1921 - 1981)
- первый голландский карикатурист, получивший мировую известность. Премия присуждается голландской
ассоциацией карикатуристов "Тюльпан" и фондом Тона Смитса. Среди лауреатов Клод Серр, Ролан Топор,
Юрг Шпар (Jusp), Иржи Слива и др./
Живет близ Праги в Ржевникове: трое детей, жена Тереза, модельер, шесть кошек и две собаки.
Рисует каждый день с полдевятого утра до трех пополудни, потом прогулка по лесу с собаками,
потом разнообразные дела по дому. "У меня нет пауз, мне всегда есть чем заняться", - говорит
Мирослав журналисту. Здесь для Бартака рай, по его представлению жить в раю, это жить в лесу,
но в двадцати метрах от свежих пирогов: сосед по улице держит пекарню.
Мир рисунков Бартака - мир контроля, пунктуальности и педантичности, ритуальной борьбы
с хаосом, который вследствие этой борьбы как раз и наступает. Все происходит на уровне быта,
обыденности, каждодневных забот, интересов и состояний, поэтому ритуалы здесь лишены и тени
мистицизма, их сценарии написаны словно по канонам инструкций по использованию и применению,
прилагаемых к купленным в магазине приборам и устройствам.
Героя рисунков Бартака не без оснований, хотя и несколько поверхностно, сравнивают с месье Юло,
персонажем комедий Жака Тати. Но есть существенная разница; господин Юло - не от мира сего,
он из другой эпохи, он чужд этому механизированному миру и поэтому поминутно входит с ним в
конфликт. Причем это конфликт простака, чудака, не знающего, что творит, его иррационализм
руссоистского толка противостоит, почти всегда с разрушительными последствиями, технизированной
действительности и алгоритмизированному поведению окружающих его людей.
Человек Бартака совсем другой, он плоть от плоти мира, в котором живет, мира геометрически
выверенных линий, чистых поверхностей, регулярных последовательностей, четких функций,
загерметизированных бурь в стакане с водой, аккуратной пластики тела, словно вдохновленной
иконографией руководства по технике безопасности итд. Мир это почти совершенен, но совершенство
его хрупко и раз за разом подвергается испытаниям на прочность действием некоей внерациональной
закулисной реальности, там и сям проявляющей себя, иногда самопроизвольно, а иногда и через героя,
используемого как некий инструмент хаоса.
Важно отметить, что персонаж Бартака собственно безглазый, но при этом в очках. Здесь как бы имеет
место зрение вовнутрь, символ некоей замкнутой на себя жизни, а очки при этом выполняют как бы роль перископа.
Забавно то, что сам Мирослав Бартак, по словам его жены, человек строгих правил и аккуратист, неразговорчивый,
но активный в действии. И при этом он, как и его активный и молчаливый герой, в очках, но сквозь стекла на нас
смотрят ясные и насмешливые глаза художника, как бы подтверждая любимый его афоризм: "Как только вы к чему-нибудь
начнете относиться слишком серьезно, у вас тут же начнут отмирать клетки мозга".
Если тебе трудно превзойти Фу Си, ты можешь по крайней мере стать товарищем Цзи Кана и Жуань Цзи.
Лягушка хоть и прыгуча, а из корзины не выпрыгнет.