Одной из самых горячих баталий на форуме была когда-то дискуссия о том, какая карикатура правильная: со словами, или без. Признаюсь, много тогда было крови пролито.
Желающие могут проследить позиции сторон по ссылкам внизу. Мне же, уже много лет выписывающему журнал Нью-Йоркер, давно уже стало понятно, что бывает превосходная карикатура "Со словами", и не менее чудесная "Без". И с годами у меня все более крепла уверенность, что увлечение карикатурой "Без Слов" так и не стало новой религией для карикатуристов, а было просто модным поветрием, пусть и открывшим новые горизонты, но так и не сделавшимся доминирующим трендом. Такое уже случалось в истории карикатуры, вспомним хотя бы судьбу Rube Goldberg Machines (когда-то было очень модно публиковать бесконечно сложные устройства, конечной целью которых было, например, наполнение бокала с мартини). Нет, конечно, карикатура без слов не исчезла (как не исчезли машины Гольдберга), но как-то со временем сдулась, частично переехала из газет и журналов в каталоги международных конкурсов и плакаты.
Ощушение этого увядания было у меня скорее на уровне эмоции, и конечно же, мне хотелось это чувство подтвердить чем-то материальным. А что может быть более весомым в мире карикатуры, чем публикация в Нью-Йоркере? Возникла идея, что если я подсчитаю количество опубликованных в NY картинок без слов в разные годы, то общий тренд станет всем понятен. По счастью, у меня был доступ ко всем номерам журнала.
Конечно, я и не думал пройтись по всем страницам издания. Нет, я решил просмотреть 4 журнала в год (по одному в каждое время года), и сравнивать эти журналы каждые пять лет, с 1935-го по 2020-й. Результаты этого исследования я свел в график, где по горизонтальной оси отложены годы издания, а по вертикальной - усредненное количество опубликованных карикатур без слов в одном номере журнала (не удивляйтесь, если вы увидите дробное число публикаций, еще раз - это среднее за год для одного номера).
Ну, и что же мы здесь видим? Прежде всего, то, что карикатура без слов (БС) никогда не была доминирующим трендом, при общем числе карикатур в журнале около 15-ти, количество бессловесных рисунков в лучшие годы составляло одну треть. Мы видим также, что БС максимально популярны были в 1945-50-м, и популярность эта сходила на нет с течением времени. Был и еще один заметный пик в районе 75-го года.
Не мог я не заметить, что пик 45-50-го годов как-то связан с появлением в журнале Сэма Кобина и Сола Стейнберга, по стилю убежденных бессловесников. Можно также сказать, что пик 75-го приходится на первые публикации Нурит Карлин, когда-то назвавшую свою книгу "No comment". Трудно сейчас сказать, был ли приход в журнал Сэма, Сола и Нурит вызван интересом публики, а, значит, и редколлегии, к БС, или читатели увлеклись такой карикатурой, глядя на публикации перечисленных художников. Вопрос курицы и яйца. Важно, что их работы появились в журнале, и мы имели удовольствие их наблюдать.
Что же насчет моей "теории угасания" карикатуры БС? Думаю, график подтвердил ее - последние 35 лет журнал публикует в лучшем случае по одной БС в номере. (Аномальная красная точка в 2005-м вызвана ретроспективной подборкой карикатур Аддамса из 60-х. Я решил не учитывать эту публикацию, т.к. она не отражает тренда.)
А.Ф. 2023 г.
Ссылки на дискуссии о природе БС:
https://www.cartoonblues.com/forum/view ... 787#p62787
https://www.cartoonblues.com/forum/view ... f=3&t=8344
https://www.cartoonblues.com/forum/view ... 84&start=0
https://www.cartoonblues.com/forum/view ... f=8&t=8324