Столкновение цивилизаций

Карикатура как вид изобразительного искусства. Обсуждение стилей, художников, история жанра, критика, будущее карикатуры.

Модераторы: Andrey Feldshteyn, Administrator

Столкновение цивилизаций

Сообщение Andrey Feldshteyn » Вт июл 11, 2006 2:21 pm

:shock:
Меня всегда поражал интерес иранских карикатуристов к интеллектуальной карикатуре, к лучшим образчикам европейской философской графики. Не случайно на их сайте французы Топор, Унгерер, Кардон представлены с почтением, достойным иконостаса. В то же время гораздо более мягкие, музыкальные, но не менее талантливые Семпе и Пейне отсутствуют.

Не найти там и ни одного американца из Нью Йоркера, и не только потому, что из правительства (курирующего и сайт и тегеранский музей карикатуры) поступил приказ "не пущать!". Думается причины здесь более глубинные, связанные с уровнем развития общества, переживаемым моментом истории.

Вспомним, что взрыв интереса к проблемной, авангардной карикатуре в Европе и Америке совпал с революцией хиппи, массовым гражданским неповиновениям, столкновениями с властями, войной во Вьетнаме. Думаю, отголоски этих событий стимулировали возникновение интеллектуальний карикатуры в СССР. Главное, во всех этих странах в те годы появился потребитель, желающий и способный воспринимать искусство подобного сорта.

Последующие годы спокойной, размеренной жизни в западном мире привели к некоторому забвению титанов прошлых лет. (Мои поиски альбомов Топора, например, дали нулевой результат.) Книжные прилавки ныне завалены продукцией манга, этой своеобразной карикатурной попсы. Как недавно сказал русско-американский писатель Леонид Песок: "Нужна небольшая война, чтобы у публики возродился интерес к жанру."

Особым образом развивалась карикатура в странах, где царствовала диктатура. По закону противодействия тоталитарные режимы порождали сатиру жесткую, агрессивную, полную яростной энергии, интеллектуального протеста. Примерами таких "антитоталитарных" художников могут быть немецкие карикатуристы времен войны (см. статью Казаневского о тиранах: http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/332/30173/), Жорж Грос
http://spaightwoodgalleries.com/Pages/Grosz.html,
поляк Бронислав Линке http://www.muzeumkarykatury.pl/artysci/ ... inke_a.jpg
и другие. В России - идеальный пример: творчество Михаила Златковского.

В других условиях Виктор Богорад с его легкой линией, элегантными идеями, фантастической продуктивностью мог бы стать русским Семпе. Но этого не произошло, вместо Семпе N2 появился Богорад N1, великолепный политический карикатурист. Общество так захотело, или, точнее, оно не востребовало адекватно таланты художника. Говоря политическим языком: не созрел средний класс - вероятный потребитель подобного вида искусства.

Перенесемся на другую сторону океана, попробуем разобраться в феномене успеха журнала Нью Йоркер.
Его создатель Гарольд Росс с самого начала делал ставку на upper middle class, состоятельную часть общества, которая одновременно имела и высокий образовательный ценз. Подобный подход обеспечил с одной стороны финансовую состоятельность издания (можно было помещать рекламу на предметы роскоши), с другой - призвать в журнал наиболее талантливых авторов. В результате возникла уникальная артистическая вселенная Нью Йоркера, восхищающая уже несколько поколений преданных читателей.

Карикатура Нью Йоркера - это прежде всего карикатура нюанса (извиняюсь за кражу термина у группы Нюанс), изящных сюрреалистических построений, парадоксов, построенных на реалиях жизни обеспеченных американцев. Наиболее притягательное в этих рисунках - атмосфера интеллектуальной игры, где дозволено все. (Конечно же существуют правила политической корректности, но об этом - как-нибудь в другой раз.)

Все сказанное позволяет определенным образом трактовать недавние карикатурные войны. Представляется, что конфликт был вызван не сколько разницей в менталитете (христиано-иудейским против мусульманского), сколько банальной разницей в богатстве, наличием или отсутствием социальной напряженности. Старина Маркс (на которого так легко было рисовать карикатуры) похоже в чем-то был прав.
Andrey Feldshteyn
http://www.cartoonblues.com
Аватара пользователя
Andrey Feldshteyn
 
Сообщения: 12275
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 12:45 pm
Откуда: Minneapolis, USA

Вернуться в Искусство карикатуры

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7