LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESEN

Карикатура как вид изобразительного искусства. Обсуждение стилей, художников, история жанра, критика, будущее карикатуры.

Модераторы: Administrator, Andrey Feldshteyn, Василий Александров

LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESEN

Сообщение Виктор Богорад » Сб июл 12, 2008 6:53 pm

Виктор Богорад и Сергей Айнутдинов
представляют

Изображение

LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESENTATIONS

KARINE GRETH



Изображение


Вступление.

В большом Робере — толковом словаре французского языка так определяется понятие карикатуры: комическое или сатирическое изображение в виде графического рисунка, масляного полотна и т.д., которое по способу выполнения либо подчеркивает, либо обнажает смешные или уродливые стороны изображаемого предмета. Мы знаем, что такие изображения сопровождают человека с доисторических времен. Их можно было наблюдать и на скалах пещер и на древнеегипетских папирусах и на греческих вазах. В дальнейшем область применения карикатуры заметно расширилась и уже в средние века можно видеть скульптурные группы на соборах с ярко выраженным карикатурным характером.
Таким образом, развитие карикатуры напрямую связано с развитием общества и его историей. В России 20 века карикатура отражает не только этапы развития государственного строя (империализм, Советский Союз и начало капитализма 1991), но и исторические вехи, такие как смерть Сталина, оттепель перестройка, международные события, такие как Прага 68.
Само слово карикатура происходит от итальянского «карикаре», что значит преувеличивать, таким образом, карикатура призвана преувеличивать ту или иную черту персонаж или вещи, чтобы вызвать смех. История карикатуры, юмористического рисунка это еще и история смеха — когда, в какие времена и почему одни вещи вызывали смех, а другие — нет. Человеческий смех — самое загадочное явление на свете, не только потому, что в разные эпохи смешными становились диаметрально противоположные вещи, но и потому, что источник смеха варьируется от общества к обществу, от народа к народу, от одного социального класса к другому. В общем, над чем бы ни смеялись, рисунки, вызвавшие этот смех, отражают свое время. Изучать влияние карикатуры на русское общество это значит углубиться в изучение русского менталитета.
Очень трудно определить и область применения карикатуры — это может быть и шарж, и политический рисунок, и рисунок на злобу дня, и плакат, и философкие измышления, т мультфильм.
В Советском Союзе существовало разделение карикатуры на жанры — шарж, политика, злоба дня, портрет, хотя сама карикатура не была официально признана. Борис Ефимов, один из протогонистов карикатуры, полагал, что всякая карикатура в СССР была политической, а потому подразделялась лишь на две категории — для внутреннего употребления и международного.
Михаил Златковский со своей стороны говорит, что карикатура прежде всего социальное явление, а потому политическая карикатура является всего лишь частью карикатуры социальной. По его мнению первейшая задача карикатуры заключается в таком изменении привычных и общепринятых изобразительных форм, чтобы читатель, сам не желая того, вдруг увидел бы мир по-другому.
М. Златковский разоблачает систему, задавая каждым своим рисунком глубокий филосовский вопрос, на который у него ответа нет.
В действительности основные составляющие карикатуры сводится к двум вещам: комичность и изобразительность. На какие бы категории не подразделяли карикатуру — политическую, социальную, филосовскую, или шуточную — эти два элемента остаются главными. Карикатурный рисунок может нести разные задачи, однако он всегда притягивал внимание публики подчеркивая недостатки общества, заставляя читателя реагировать, чаще всего посредством улыбки. Однако, не смотря на сатирический, или же игровой характер, карикатура всегда была делом серьезным - если сравнить ее с другими способами передачи информации, как инструмент пропаганды. Ее сила уникальна, особенно если учесть ее доступность для всех категорий граждан. Недаром Ги Песио Президент Ассоциациии международных дней газетного рисунка сравнивает карикатуру с музыкальной формой. Когда приезжаешь в чужую страну — слушаешь радио и разглядываешь рисунки, публикуемые в газетах и журналах. Необязательно знать язык — рисунок тут же все расскажет.
Кое-где молчание — золото. В России рисунок грозное оружие — его боятся: иконы, плакаты, графическое выражение недовольства, находящиеся под бдительным присмотром цензуры, все эти виды изображения очень сильны по воздействию: все они, так или иначе, то выводились на первый план, то жестоко преследовались, в зависимости от нужд того или иного руководителя страны. Именно потому карикатура в СССР и России неотделима от политического и идеологического контекста каждой эпохи. Сергей Сахотин (1883 — 1973) русский революционер, эмигрировавший еще до революции 1905 года, ставший в последствии немецким антифашистом, и публицистом много писавший о Франции, высказал ряд любопытных мыслей. В своей книге «Насилие над толпой с помощью политической пропаганды», опубликованной в 1939 году и посвященной стопятидесятилетию Великой французской революции, он анализирует, как советская пропаганда использует карикатуру, поставив себе на службу три составляющие графического символа, который должен быть:
- суггестивным (то есть отправлять читателя к известной реальности, или к желанию, в котором он не признается и самому себе)
- простым (чтобы быть без труда воспринятым большинством людей).
С началом Перестройки и попыткой путча 1991 года меняется политическое устройство в стране, а в головах меняются психологические установки.
Тем не менее основные действующие лица этой новой революции выросли и получили образование еще при старом режиме. А потому было бы логичным начать изучение современной карикатуры с карикатуры советского периода.
Вскоре после рождения Советского Союза политическая карикатура, расцветшая в 1905 году, уступает место пропаганде полностью подконтрольной политическому режиму.
Чтобы окончательно подчинить себе массы наиболее быстрым способом, советские лидеры решают обратиться к коллективному бессознательному. Карикатура поступает на государственную службу, оказавшись в тупике на целых полвека — ее функции сводились к высмеиванию капитализма и империализма и к иллюстрации политики «самокритики» - высмеиванию отдельных недостатков на местном уровне. С приходом карикатуристов «новой волны», заявивших о себе в конце 60-х, начинается отсчет другой эпохи, превратившей политическую карикатуру в «проблемную графику» или филосовский рисунок. Ее темой становится Человек, а не путь развития социализма, она задает вечные вопросы — личность и ее окружение, смысл жизни и смерти. Протест переходит на глобальный уровень, перешагивая через идеологические границы, обращаясь к самым дальним уголкам человеческой души.
Эпоха Перестройки началась в 1987 году - для карикатуры, и в полной мере охватила всю советскую прессу — в 1990 — именно тогда была официально отменена цензура. Карикатура снова становится политической, ранее запрещенные рисунки выходят из тени. Бывшие официальные карикатуристы, стараясь стереть из памяти общества свое прощлое, принялись делать прямо противоположное тому, чем занимались когда — то. Социализм был убит политическим рисунком в 1987 -м, а окончательно уничтожен - в 1991-м с роспуском СССР. Было бы интересно посмотреть какова доля карикатуры, какой бы незначительной она ни казалась, в ускорении гибели Советского Союза.
Карикатура черпает материалы, как из самых глубин культурного наследия общества, так и в потемках коллективного бессознательного. Именно потому в 90-е были переосмыслены уже знакомые символы, проверенные временем, что только усиливало эффект восприятия.
С 1991 года прошло двенадцать лет. Открылось множество возможностей и пришла свобода. Как Россия восстала из пепла, как развивалась все это время карикатура в контексте новой рыночной действительности? Какое место занимает карикатура в сегодняшней прессе? Отражает ли она, оставаясь сатирическим изображением, реальное положение вещей? Выполняет ли она свою основную задачу по выражению Сине — искажать по определению и информировать по призванию, превращаясь в настоящее откровение по своей доступности и простоте?
Продолжение следует.
Последний раз редактировалось Виктор Богорад Чт дек 11, 2008 8:06 am, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
Виктор Богорад
 
Сообщения: 5421
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:47 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Виктор Богорад » Вс июл 13, 2008 6:29 am

Раз в две недели Айнутдинов (через меня) будет размещать новую "серию" перевода.
Так что не робейте, пишите с чем не согласны или согласны.
Данная диссертация была защищена в Сорбонне. :D
Аватара пользователя
Виктор Богорад
 
Сообщения: 5421
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:47 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Александр Матис » Вс июл 13, 2008 7:41 am

Изображение
Виктор эта карикатура из "Сатирикона". Только я не понял - это в России или "за бугром" вышло?
www.bulletin.memo.ru/b20/19.htm
Митьки не хотят никого победить.
Аватара пользователя
Александр Матис
 
Сообщения: 6778
Зарегистрирован: Вс янв 27, 2008 2:34 pm
Откуда: Берлин

Сообщение Виктор Богорад » Вс июл 13, 2008 9:00 am

Вышло за бугром, но поскольку М.Златковский и я немного консультировали, то удостоились подарка-копии данного труда :D
Аватара пользователя
Виктор Богорад
 
Сообщения: 5421
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:47 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Александр Матис » Вс июл 13, 2008 9:05 am

Значит "Сатирикон" выходил за границей? А рисунок этот какого года?
Митьки не хотят никого победить.
Аватара пользователя
Александр Матис
 
Сообщения: 6778
Зарегистрирован: Вс янв 27, 2008 2:34 pm
Откуда: Берлин

Сообщение Виктор Богорад » Вс июл 13, 2008 9:30 am

Стоп, стоп-я о диссертации KARINE GRETH !!!
«Сатирикон» — русский еженедельный сатирический журнал. Издавался в Петербурге с 1908 по 1914. Название — в честь античного романа.

В 1913—1918 гг. выходил журнал «Новый Сатирикон», издававшийся частью авторов старой редакции. После революции журнал был закрыт, большинство авторов оказались в эмиграции
В статье Сурова приведены похоже картинки из другого "Сатирикона"
http://presslist.info/pcsmi/35585.html Регистрация 1997 года.
См http://journal.knigka.info/2008/02/27/s ... -1998.html
Аватара пользователя
Виктор Богорад
 
Сообщения: 5421
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:47 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Александр Матис » Вс июл 13, 2008 9:34 am

Спасибо, Виктор.
Митьки не хотят никого победить.
Аватара пользователя
Александр Матис
 
Сообщения: 6778
Зарегистрирован: Вс янв 27, 2008 2:34 pm
Откуда: Берлин

Сообщение Виктор Богорад » Чт июл 24, 2008 12:17 pm

Продолжение диссертации (присланное Сергеем Айнутдиновым)

ТРАДИЦИЯ САТИРИЧЕСКОГО РИСУНКА

Изображение


Роль и сила изображения.
Человек и судьба.
Рисунок - это искусство, искусство выразить мысль или идею с помощью изображения, претендующее на максимальную объективность, оставаясь при этом субъективным. Рисунок рождается, благодаря, в результате творчества человека, являющегося уникальным, а потому субъективно изображающего мир, который его окружает.
Какое место занимает рисунок в публицистической литературе? В эпоху мультимедиа изображение имеет непререкаемый приоритет и без него никак не обойтись - идет ли речь о рекламе, телевидении, книгах — изображение присутствует повсюду. Можно сказать, что мы присутствуем при настоящем буме изображения: романы превращаются в фильмы, обычные, анимационные и... даже в комиксы. Но можно ли считать, что комиксы, анимация, да и сам рисунок служат лишь иллюстрацией текста? Ответить да, значит признать рисунок второстепенным искусством идущим после всех других искусств — архитектуры, скульптуры, литературы, живописи, танца, музыки, кино. Это значит забыть о наших далеких предках, изображавших на стенах пещер, пирамид, на вазах сцены повседневной жизни.
Двадцатый век не изобрел рисунок — в 20 веке всего лишь вспомнили о его значении. Рисунок доступен всем слоям населения — образованным и неграмотным, богатым и бедным, взрослым и детям. И хотя в основном он обращается к тем, кто способен задуматься над его смыслом, каждый человек может воспринять само изображение.
Но в чем же заключаются особенности сатирического изображения? Что отличает его от других? У сатирического рисунка несколько задач, в том числе покорять и быть доступным всем и каждому; плюс он должен задеть некую струнку, нажать на чувствительное место в глубине человеческой души, пробудив в человеке желание, расшифровать послание адресованное ему. Превратить его в собственную мысль, возникшую в результате открытия, сделанного им самим. То есть, глядя на рисунок, человек выполняет определенную внутреннюю работу — он не просто пассивный созерцатель графических знаков заключенных в рисунке. Конечно, всегда существует соблазн сказать, что рисунок наполняется смыслом просто потому, что изображение само это и есть своего рода невербальное высказывание. Но даже если изображение и является невербальным высказыванием, то каждый понимает его по своему в зависимости от опыта, воззрений читателя. Как уже говорили предки — все что мы понимаем, понимается нами в соответствии с нашей способностью понимать.
Но даже если изображение уже само по себе являет смысл, этот смысл не появляется ниоткуда. Он рождается из того что в рисунок вкладывает автор, из того, что хранится в анналах коллективной памяти и из личных привычек воспринимающего. Личный интерес к рисунку часто зависит от интереса к нему в обществе. То есть высказывание идет сразу на нескольких уровнях, а понимание наше — тождество, возникающее в результате восприятия рисунка между картинкой и личностью читателя.
Личный жизненный опыт так же является очень важным фактором, так как чем больше мы знаем о событиях, происходящих во внешнем мире, тем лучше нам удается ухватить скрытую смысловую нагрузку рисунка. Таким образом, рисунок, - в частности сатирический — является ключом к лучшему пониманию социально-культурологической составляющей эпохи.
Подобно тому, как повседневная жизнь полна знаков, которые мы «расшифровываем» автоматически: сигналы светофора, дорожные указатели и прочие общие обозначения, сатирические рисунки так же полны символов откликающихся в нашем сознании.
На этом этапе работа мысли выглядит довольно просто — то есть образ и символы, которые этот образ отображает, принадлежат к миру нашей цивилизации, а то и вовсе ограничиваются городской жизнью. Однако, тогда возвращаясь к наскальным рисункам, орнаментам пирамид и изображениям на домашней утвари, можно было бы так же сказать, что только наши предки, знавшие систему знаков, имевшие определенную систему взглядов, сложившийся уклад жизни, могли в полной мере их понять. Они жили не в привычных для нас городах. Значит, было бы ошибочно утверждать, что символический рисунок и прочие знаки обязаны своим появлением индустриализации и урбанизации. Достаточно просто выйти на природу, чтобы понять, что и там полно понятных нам знаков и символов, которые действуют на нас ежемоментно. Каким образом это происходит?
Прежде всего разберемся что такое знак или символ. Чтобы распознать символ, его нужно знать заранее. Здесь явление называемое традицией играет ведущую роль, так как знание, передающееся от поколения к поколению, позволяющее выделять знаки стимулирующие наши ощущения, заключается, прежде всего, в том, чтобы дать каждой вещи и явлению нас окружающих свое имя.
В этом смысле любая картинка, образ, символ, код, может быть прочитан, если только их смысл определен заранее. Значит, для того чтобы расшифровать эти самые коды необходимо не просто находится в индустриализированном и урбанизированном мире, а жить в обществе. Отсюда можно вывести, что не только у человека есть символы, но и у животных, так как те тоже живут в обществе и они также способны понимать и распознавать символику своей повседневной жизни.
Итак, мы теперь видим тесную связь между символом и его значением. В зависимости от природы и культурного груза того кто воспринимает и того кто передает, символ может быть понят в соответствии с ассоциативными связями, которые возникают и у того и у другого в процессе обмена информацией. Мартин Жоли выделяет четыре основных логических составляющих символа — узнавание — х=х, соотношение эквивалентностей — красное знамя + серп и молот = коммунизм, соотношение причин и следствия — если есть дым, значит, что-то горит, и соотношение возможностей — человек с ружьем может убить. Эти четыре принципа показывают, насколько воспринимающий должен быть активен. Видя знак, символ, код, наш мозг не может оставаться пассивным, у нас тут же возникает какая либо реакция.
Итак, один и тот же рисунок понимается по-разному, все зависит от того насколько воспринимающий активен, и насколько он готов к восприятию. Изображение, конечно же, наполнено символами и кодами и здесь необходимо приложить усилие, чтобы не пропустить заложенное автором послание. Бывает, что после каждого просмотра возникает ощущение, ты только что обнаружил деталь которую ранее не заметил, или неправильно понял в прошлый раз.
Изображение
Продолжение следует.
Последний раз редактировалось Виктор Богорад Чт дек 11, 2008 8:29 am, всего редактировалось 3 раз(а).
Аватара пользователя
Виктор Богорад
 
Сообщения: 5421
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:47 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Виктор Богорад » Вс авг 17, 2008 9:29 am

Изображение

LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESENTATIONS


KARINE GRETH
Продолжение 3
ПРОЧТЕНИЕ САТИРИЧЕСКОГО РИСУНКА.

Самый важный фактор при прочении сатирического изображения - это контекст, в котором он написан, - исторический период, страна, события, просходившие в данную эпоху в стране и за рубежом, социальный и культурный контекст, актуальность в сегодняшние дни как темы, так и художественных приемов, наконец, когда и при каких условиях рисунок был опубликован.
Чтобы ответить на эти вопросы надо погрузиться в изучение целого пласта истории. Как только историко-культурологие связи установлены, мы можем заняться непосредственно самим рисунком. Самое трудное в анализе сатирического изображения — это определить значение тех или иных традиционных символов свойственных данной культуре. С одной стороны, есть вещи воспринимаемые нашим сознанием, а с другой то, что было заложено автором. Как говорил Патрик Пинтер (презиндент Федериции Европейских Карикатуристов), некоторые коды остаются навсегда актуальны в искусстве карикатуры. Например, француз сегодня изображается в виде человека с двумя пластиковыми пакетами в руках, тогда как раньше, среднестатистический француз носил на голове берет. Бизнесмен, капиталист, в большинстве случаев представлялся как человек с играрой во рту, или в руке, в то время как турист — с фотоаппаратом на шее. Судьи в цветной прессе изображаются в красной одежде (в то время, как обычно они носят чёрную тогу).
Мы уже говорили, что при прочтении рисунка нам приходится расшифровывать символы и коды, не только общие, но и учитывать символику автора, человека без которого рисунок никогда бы не появился. Через изображение он открывает нам свой внутренний мир, показывает собственное видение мира, и свои надежды. Он передаёт нам свои чувства, предоставляя нам возможность посмотреть на вещи под особым углом зрения, передавая нам собственную мысль.
Глядя на карикатуру читатель получает сразу много информации, и даже если ему кажется, что он охватывает всё, всегда присутствует доля неуловимого, именуемого сторонним влиянием. С одной стороны, это автор, так как он по особому представляет ситуацию. С другой стороны, читатель находится в том или ином культурологическом контексте, в зависимости от его образования и воспитания. Возьмём, например, читателя японского, арабского и русского — каждый из них прочтёт рисунок по-своему. Араб: справа-налево, сверху-вниз; японец: слева-направо, снизу-вверх; русский: слева-направо, сверху-вниз. То есть последовательность восприятия деталей глазом, в каждом случае будет разной.
Прочесть и понять сатирический рисунок, может оказаться не таким простым делом как кажется на первый взгляд, так как изображение часто основывается на недосказанности. Карикатурист набрасывает основное, а дальше если и говорит, то говорит намёками. Вот почему важно знать дату появления рисунка.
Сатирический рисунок — это особое изображение. Часто привлекающее глаз благодаря юмору, ироническому взгляду на события повседневной жизни. Чаще всего он как бы комментирует происходящее, подобно передовой статье, с разницей только в том, что рисунок доступен более широкой публике. Хороший рисунок лучше длинной речи.
Тем не менее, чтобы понимать смысл сатирического рисунка, нужно обладать определёнными навыками, как, например, чтобы читать текст, нужно знать азбуку, так же и здесь, нужно понимать, что означает тот или иной символ. Только освоив этот своеобразный графический алфавит можно попытаться объяснить и прокомментировать изображение. Между тем, чтение текста и считывание изображения, вещи очень близкие в нашем обществе. Ребёнок изучает символы, в то же время, что и буквы, и очень часто изображения служат вспомогательным материалом для изучения языка. Мартин Жоли идёт ещё дальше: «Здесь, как в изучении языка есть свой возрастной порог, после которого, если человек не научился понимать рисунок, он уже не будет понимать его никогда».
Даже если не существует никакой особой техники, тем не менее можно выделить несколько общих факторов определяющих карикатуру. Прежде всего цель любого сатирического рисунка — вызвать реакцию того, кто его рассматривает. Он никогда не оставляет равнодушным. Можно задать себе вопрос, какую реакцию производит рисунок? Какую проблему он поднимает? Смешной он или нет? Заставляет ли он задуматься? Содержится ли в нём только критика, или же имеется какое-то конструктивное предложение?
Когда проходит первая реакция, можно, наконец, приступить к более глубокому анализу, то есть задать себе ещё вопросы:
Самодостаточен ли рисунок, или требует текста, для полного понимания?
Важно ли время его появления, то есть насколько тесно связан рисунок с тем или иным событием?
Важны ли здесь культурологический, политический и исторический аспекты?
Поднятая проблема теряет актуальность со временем или нет?
Какая основная деталь позволяет зрителю, читателю, понять смысл изображения?
Какова доля скрытого смысла в этом изображении?
Каковы отношения между автором и читателем?
В какой культурной среде создавался рисунок: изображение одного и того же политического деятеля, может менятся в зависимости от страны и далеко не всегда персонаж остаётся узнаваемым.
Соответствуют ли персонажи стереотипам? Являются ли они типичными для эпохи, цивилизации, религии, культуры, социального слоя?
Где происходит действие, изображаемое на рисунке?
Какой эффект производит карикатурист? К кому он обращается?
Каково соотношение пародий и реальности?
Сколько персонажей задействовано? Какова иерархия важности между ними? Есть ли главный персонаж? Если есть, то каковы его отличительные черты? Наконец, каковы отношения между персонажами?
Убедителен ли рисунок? Достигнут ли желаемый эффект? (Запомнится ли рисунок надолго?)
Все эти вопросы, которые может задать себе потенциальный читатель, несомненно помогут глубже понять рассматриваемое изображение. Конечно, можно возразить, что такой подход может увести совсем в другую область, что лучше оценивать по принципу «нравится - не нравится». Однако очень быстро начинаешь понимать насколько необходим глубокий анализ, потому как без него можно пропустить важные элементы рисунка несущие особую смысловую нагрузку. Впрочем, для того, у кого уже «набит глаз», такого количества вопросов и не возникает — он легко замечает всё что было заложено художником — завуалированное и открытое.
Последний раз редактировалось Виктор Богорад Чт дек 11, 2008 8:30 am, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Виктор Богорад
 
Сообщения: 5421
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:47 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Виктор Богорад » Пн окт 20, 2008 2:02 am

LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESENTATIONS

KARINE GRETH
Продолжение 4

Интерпретация различных типов рисунков.
Если у всех рисунков существует очень много общего нужно отметить, что каждый рисунок при этом действует на нас по особому. Можно сказать, в каждом рисунке представлен уникальный подход, чтобы привлечь взгляд.
Сатирические рисунки подразделяются на три основных категории:
Отдельно взятый рисунок без конкретного контекста кроме, может быть, исторического и тематического (например, в сборнике).
Газетный рисунок с пояснительным текстом или без.
Газетный сатирический рисунок (по типу «Крокодила», или журнала «Фас»).
Каждая из этих категорий представляет разную методику интерпретации, потому что требует разной степени понимания недосказанного.
Интерпретация отдельного рисунка без всякого пояснительного текста полностью зависит от личного восприятия и уровня знаний читателя. Возьмём, к примеру, рисунок Игоря Смирнова, опубликованный в тысяча девятьсот девяностом году и включённый в сборник карикатур изданный в издательстве «Советский художник». Символы в нём узнаваемы. Однако можно предположить, что зарубежному читателю (не русскому и не советскому) будет чуть труднее разобраться в рисунке — он потратит немного больше времени. И в самом деле — русский быстрее узнает очертания изображенной страны, чем западный читатель. То же самое относится и к зданию на правой чаше весов — это Кремль с определяющей деталью — звездами на башнях, что не всегда понятно с первого взгляда представителю другой культуры.
В смысле понимания рисунка мы можем так же представить себе человека не особо интересующегося политикой и живущего далеко от привычного нам мира (к примеру представителя какого-нибудь африканского племемени) — он вряд ли распознает в серпе и молоте, нарисованных на основании весов символ коммунизма. Что же касается итерпретации изображения она в каждом отельном случае индивидуальна. Если мы обратимся к вопроснику, приведенному выше. Мы можем получить следующее:
Самодостаточен ли рисунок в смысле понимания?
Да, в зависимости от способностей воспринимающего.
Важно ли время публикации? Да — так как рисунок не мог бы появиться в этом виде сегодня, потому как Советского Союза больше не существует.
Какова основная деталь позволяющая понять изображение?
Факт. Что чаши весов находятся на одном уровне.

Какова доля скрытого смысла в этом изображении?
В общем, достаточная — совершенно очевидно изображены две чаши весов, находящиеся на одном уровне, далее символы — Кремль подразумевающий советское руководство и страна (250 млн. жителей). Серп и молот символизируют идеологию, знакомую каждому советскому человеку.
С помощью этого рисунка между художником и читателем устанавливаются отношения полного взаимопонимания, так как автор знает — эта символика прочно укрепилась в сознании его соотечественников.
В какой культурной среде создавался рисунок?
Естественно в советской.
К кому обращается автор?
Он обращается буквально ко всем, показывая свое видение политической ситуации в стране.
Каково соотношение пародии и реальности?
Каждому решать самому.
Вызвал ли рисунок ожидаемый эффект?
Да пожалуй, так как символика здесь достаточно сильная: весы являются символом правосудия, решение которого не принято оспаривать.
Мы видим, что на все эти вопросы можно ответить лишь имеяя определеннце знания о Советском Союзе. Этот рисунок не вызывает смех, он призывает скорее задуматься о власти Кремля во времена коммунизма. Мы не задаемся вопросом актуален ли рисунок сейчас, когда местные начальники имеют намного больше власти, чем тогда; свет исходящий от башен Кремля теперь не настолько ярок.

Если же брать газетый рисунок без текста, читатель будет воспринимать его менее субъективно, так как изображение все равно будет находиться в неком контексте. Даже судя по положению на странице.
Карикатуры Виталия Пескова всегда располагаются в одном и том же месте — в правом нижнем углу первой страницы. Сам рисунок всегда квадратной формы, а в левом верхнем углу квадрата — маленький синего цвета стул с цифрой 12 на спинке (эмблема клуба 12 стульев). Его рисунки редко имеют название, еще реже - комментарий или близкий по смыслу текст. И тем не менее этот отдельный рисунок вписывается в контекст — газету в которой он опубликован.
Рисунок номера 13 — 19 Литературной Газеты за 2000 год смотрится выигрышнее в своем контексте, чем при самостоятельном рассмотрении. Представим себе это изображение отдельно от номера: человеку не в курсе будет не совсем понятно что это за небритый человек с сигаретой в зубах просит милостыню, выставив перед собой пять шляп. Вокруг разбросаны монеты и купюры — это значит речь идет о просящем подаяние, но зачем пять шляп? Однако стоит посмотреть на страницу, как все становится ясно: пять шляп символизируют пять олимпийских колец. Несколько основных элементов ведут нас к пониманию изображения: заголовок первой карикатуры напечатанный на олимпийских кольцах, нарисованных вместо заходящего в море солнца; подпись под этой самой карикатурой, напоминающая, что в следующую пятницу открываются Олимпийские игры в Сиднее; строчка не относящаяся в прямую к рисунку В. Пескова, расположенная под квадратной рамкой, отсылающая читателя к статье на странице 16 — в специальном олимпийском выпуске клуба 12 стульев. Таким образом, даже если рисунок незакомментирован, он в полной мере пользуется общим контекстом издания. Эта карикатура говорит об ироническом отношении Пескова к Олимпийским играм — каждый отмечает это событие по своему: одни устраиваются перед телевизором не пропуская ни единой трансляции, листают иллюстрированные журналы, делают себе олимпийскую прическу, поддерживают спортсменов, сами атлеты мечтают об олимпийском золоте, спекулянты стараются сделать как можно больше денег на различных сделках, другие же, подобно этому нищему находятся в нищите. В. Песков показывает нам контраст между сумасшедшими суммами тратящимися на Олимпийские игры и этим бедным человеком сидящим в ожидании подаяния.
Карикатура Виктора Богорада появившаяся в С-Петербург Таймс от 17 ноября 2000 года в этом смысле более понятна. Однако впечатление будет намного лучше, если прочитать сопровождающий ее текст. На рисунке изображен человек закутанный в нечто вроде туники (трудно понять женщина это или мужчина), он держит меч в левой руке и весы в правой. Локоть руки с весами оттягивает чашу вниз. На этой же руке видна татуировка в виде креста и молота. У человека завязаны глаза, он (или все же она?) улыбается обнажая зубы — символ жажды власти. Рука перетягивающая чашу весов также символизирует власть. Можно предположить что человек (женщина или мужчина) символизирует правосудие, однако, почему эта хищная улыбка, к чему эта татуировка, напоминающая о советской власти? Текст сопровождающий изображение полностью проясняет его смысл. Даже если не читать его целиком взгляд выделяет несколько ключевых фраз выделенных курсивом: «Любому идиоту видно, что у нас хорошо сбалансированная система юриспруденции», заголовок пропечатанный жирным шрифтом: «Старые привычки довольно живучи у наших нынешних судей» и, наконец, еще курсив: «На практике в российских судах пролетарская мораль часто подменяет прописанные законы».
Только благодаря этим трем элементам рисунок становится полностью понятным. Комментарий подчеркивает иронию автора так как на рисунке изображено прямо противоположное — отсутствие всякой сбалансированности. По заголовку можно также найти объяснение коммунистическому символу. То есть персонаж представляет собой современного судью, который не может отделаться от старой практики отправления правосудия. Курсив из середины статьи поясняет, что у таких судей пролетарская мораль часто превалирует над законом, а значит суд часто принимает незаконные решения. Наконец, если прочитать текст до конца мы получим исчерпывающую информацию по вопросу, при этом ничего не добавится для осмысления рисунка — к этому моменту он уже он уже расшифрован.
В некоторых случаях газетный рисунок станет ближе самостоятельной карикатуре с той разницей, что читатель заранее ожидает, что его сейчас будут смешить — таковы публикации в «Крокодиле», журнале «Фас», журнале Жванецкого.
Карикатуры «Крокодила» в большинстве своем существуют сами по-себе. Вне всякого видимого контекста (кроме, может быть даты публикации). Возьмем к примеру рисунок И. Кийко опубликованный в «Крокодиле» за декабрь 1999. Для того, кто знает систему взяточнества, процветавшего последние десять лет в российских вузах изображение вызывает горькую улыбку или возмущение. Улыбку. Потому что сцена в общем-то комична — два персонажа совершенно серьезны, так как для них ничего необычного в данной ситуации нет. К тому же автор использует игру слов — билет может быть как экзаменационным, так и банковским. Таким образом, студент и преподаватель должны поменяться билетами. Дата публикации этой карикатуры также не безынтересна — в декабре начинается зимняя сессия. Скрытый смысл здесь довольно силен — для этого необходимо знать степень коррумпированности университетских работников в сегодняшней России.
Рисунки, публиковавшиеся в журнале «Фас» в этом смысле отличаются от «крокодиловских» — они в основном опираются на экономический или политический текст, появлявшийся в специализированных периодических изданиях. Если не принимать во внимание цвет и формат «Фас» очень близок французскому Канар Аншене. Рисунок Сергея Коняхина, появившийся в «Фасе» 2 марта 2000 года показателен.
Чтобы понять о чем идет речь читатель должен знать советскую историю и современную российскую коньюктуру. Русский читатель сразу узнает солдата красной армии периода 20-х годов и он тут же помещает его в сегодняшний контекст. На рисунке изображен штаб — это можно понять по табличке над дверью. Дело вроде происходит зимой — на красноармейце зимняя шинель и он греет руки спрятав их в рукава, как в муфту. О временном периоде говорит униформа. Что же связывает изображение с сегодняшним днем? - табличка с надписью «сдается» - такие таблички начинают появляться в Росссии только с 1993 года. Потому как ранее никто ничего не мог сдать в аренду, потому что все принадлежало государству. Тогда почему сочетание этих двух слов «штаб» и «сдается»?
Карикатура Коняхина вызывает улыбку потому что здесь присутствует игра слов. Двойной смысл выражения штаб сдается придает карикатуре особое прочтение.
Здесь сопровождающий карикатуру текст дает полное объяснение рисунку. В нем говорится, что в Удмуртии подполковник российской армии работающий в военкомате получил взятку от матери призывника, за то чтобы того освободили от армии. В статье уточняется, что офицер написал расписку в получении 50000 рублей, в ней же были указаны его обязательства. Когда же он не сдержал своего слова, женщина обнародовала бумагу и подала жалобу в военный трибунал. Этим рисунком Коняхиин иронизирует по поводу изменения общественных нравов от одной эпохи к другой.
Таким образом, как и самостоятельный рисунок, газетная карикатура закомментированная или нет обращается в основном к недосказанному, предполагая полное взаимопонимание между автором и читателем. От последнего при этом требуется определенная образованность, чтобы проникнуть в сознание автора.
Самый важный фактор при прочтении сатирического изображения - это контекст, в котором он написан, - исторический период, страна, события, происходившие в данную эпоху в стране и за рубежом, социальный и культурный контекст, актуальность в сегодняшние дни, как темы, так и художественных приемов, наконец, когда и при каких условиях рисунок был опубликован.
Чтобы ответить на эти вопросы надо погрузиться в изучение целого пласта истории. Как только историко-культурологические связи установлены, мы можем заняться непосредственно самим рисунком. Самое трудное в анализе сатирического изображения — это определить значение тех или иных традиционных символов свойственных данной культуре. С одной стороны, есть вещи воспринимаемые нашим сознанием, а с другой то, что было заложено автором. Как говорил Патрик Пинтер (презиндент Федериции Европейских Карикатуристов), некоторые коды остаются навсегда актуальны в искусстве карикатуры. Например, француз сегодня изображается в виде человека с двумя пластиковыми пакетами в руках, тогда как раньше, среднестатистический француз носил на голове берет. Бизнесмен, капиталист, в большинстве случаев представлялся как человек с сигарой во рту, или в руке, в то время как турист — с фотоаппаратом на шее. Судьи в цветной прессе изображаются в красной одежде (в то время, как обычно они носят чёрную тогу).
Мы уже говорили, что при прочтении рисунка нам приходится расшифровывать символы и коды, не только общие, но и учитывать символику автора, человека без которого рисунок никогда бы не появился. Через изображение он открывает нам свой внутренний мир, показывает собственное видение мира, и свои надежды. Он передаёт нам свои чувства, предоставляя нам возможность посмотреть на вещи под особым углом зрения, передавая нам собственную мысль.
Глядя на карикатуру читатель получает сразу много информации, и даже если ему кажется, что он охватывает всё, всегда присутствует доля неуловимого, именуемого сторонним влиянием. С одной стороны, это автор, так как он по особому представляет ситуацию. С другой стороны, читатель находится в том или ином культурологическом контексте, в зависимости от его образования и воспитания. Возьмём, например, читателя японского, арабского и русского — каждый из них прочтёт рисунок по-своему. Араб: справа-налево, сверху-вниз; японец: слева-направо, снизу-вверх; русский: слева-направо, сверху-вниз. То есть последовательность восприятия деталей глазом, в каждом случае будет разной.
Прочесть и понять сатирический рисунок, может оказаться не таким простым делом как кажется на первый взгляд, так как изображение часто основывается на недосказанности. Карикатурист набрасывает основное, а дальше если и говорит, то говорит намёками. Вот почему важно знать дату появления рисунка.
Сатирический рисунок — это особое изображение. Часто привлекающее глаз благодаря юмору, ироническому взгляду на события повседневной жизни. Чаще всего он как бы комментирует происходящее, подобно передовой статье, с разницей только в том, что рисунок доступен более широкой публике. Хороший рисунок лучше длинной речи.
Тем не менее, чтобы понимать смысл сатирического рисунка, нужно обладать определёнными навыками, как, например, чтобы читать текст, нужно знать азбуку, так же и здесь, нужно понимать, что означает тот или иной символ. Только освоив этот своеобразный графический алфавит можно попытаться объяснить и прокомментировать изображение. Между тем, чтение текста и считывание изображения, вещи очень близкие в нашем обществе. Ребёнок изучает символы, в то же время, что и буквы, и очень часто изображения служат вспомогательным материалом для изучения языка. Мартин Жоли идёт ещё дальше: «Здесь, как в изучении языка есть свой возрастной порог, после которого, если человек не научился понимать рисунок, он уже не будет понимать его никогда».
Даже если не существует никакой особой техники, тем не менее можно выделить несколько общих факторов определяющих карикатуру. Прежде всего цель любого сатирического рисунка — вызвать реакцию того, кто его рассматривает. Он никогда не оставляет равнодушным.
Можно задать себе вопрос, какую реакцию производит рисунок? Какую проблему он поднимает? Смешной он или нет? Заставляет ли он задуматься? Содержится ли в нём только критика, или же имеется какое-то конструктивное предложение?
Когда проходит первая реакция, можно, наконец, приступить к более глубокому анализу, то есть задать себе ещё вопросы:
Самодостаточен ли рисунок, или требует текста, для полного понимания?
Важно ли время его появления, то есть насколько тесно связан рисунок с тем или иным событием?
Важны ли здесь культурологический, политический и исторический аспекты?
Поднятая проблема теряет актуальность со временем или нет?
Какая основная деталь позволяет зрителю, читателю, понять смысл изображения?
Какова доля скрытого смысла в этом изображении?
Каковы отношения между автором и читателем?
В зависимости от того в какой культурной среде создавался рисунок: изображение одного и того же политического деятеля, может менятся в зависимости от страны и далеко не всегда персонаж остаётся узнаваемым.
Соответствуют ли персонажи стереотипам? Являются ли они типичными для эпохи, цивилизации, религии, культуры, социального слоя?
Где происходит действие, изображаемое на рисунке?
Какой эффект производит карикатурист?
К кому он обращается?
Каково соотношение пародий и реальности?
Сколько персонажей задействовано?
Какова иерархия важности между ними? Есть ли главный персонаж? Если есть, то каковы его отличительные черты? Наконец, каковы отношения между персонажами?
Убедителен ли рисунок? Достигнут ли желаемый эффект? (Запомнится ли рисунок надолго?)
Все эти вопросы, которые может задать себе потенциальный читатель, несомненно помогут глубже понять рассматриваемое изображение. Конечно, можно возразить, что такой подход может увести совсем в другую область, что лучше оценивать по принципу «нравится - не нравится». Однако, очень быстро начинаешь понимать насколько необходим глубокий анализ, потому как без него можно пропустить важные элементы рисунка несущие особую смысловую нагрузку. Впрочем, для того, у кого уже «набит глаз», такого количества вопросов и не возникает — он легко замечает всё что было заложено художником — завуалированное и открытое.
Аватара пользователя
Виктор Богорад
 
Сообщения: 5421
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:47 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Виктор Богорад » Вс окт 26, 2008 1:00 pm

САТИРИЧЕСКИЙ РИСУНОК ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.

Жизнь и рисунок — источник истории.
Из всех категорий сатирического изображения действительности периодическая пресса наиболее выгодная платформа для размещения карикатур. Часто рисунки публикуются на первой полосе издания рассказывающего о том или ином культурном или политическом событии. Пресса живет тем что происходит здесь и сейчас, а значит и рисунок не может существовать без тесной связи с повседневной жизнью. Рисунки прошлого говорят о своем времени, о том, что тогда волновало общество, об истории. Вот почему сегодняшние карикатуры кажутся более смешными, чем например карикатуры 17 и 18 веков. Нам проще поставить себя на место человека, оказавшегося в понятной нам ситуации. Сегодняшний человек сильнее реагирует на произведения карикатуриста, рисующего наши дни. То над чем мы сегодня смеемся, возможно, вовсе не казалось смешным вчера в силу изменений наших вкусов и пристрастий. Это же относится и к другим проявлениям эмоций — возмущению, удивлению, все зависит от эпохи. Смех частенько вызывают анекдотические злоключения ближнего, идет ли речь о политике, быте, или сексе. Мы любим смеяться над ближним. Даже если это всего лишь безобидное подтрунивание. Отсюда — вызывающие смех раздражители, так же как и изображения меняются в зависимости от времени, политической ситуации и даже географического положения.
Так же как музыка. Театр и литература, карикатура меняет акценты. Достаточно посмотреть на графические листы начала прошлого века, что бы почувствовать разницу. Если же взять рисунки, которые считаются первыми карикатурами — то есть без учета наскальной живописи — то мы вообще заметим, что на нас она не производит должного впечатления, даже если мы знаем историю, вызвавшую появление того или иного рисунка.
Вот например карикатура, нарисованная на египетском папирусе 3000-летней давности. Мы видим двух животных играющих в шахматы это единорог и лев. Лев изображает фараона Рамзеса 2, прославившегося в веках тем, что приказал украшать храмы гигантскими фресками, рассказывающими о его воинских подвигах. Единорог — это мифологическое существо. Он проигрывает льву. Что подчеркивает силу последнего. В этой карикатуре нет никакого сатирического подтекста, так как фараон хоть и представлен в виде животного, но животного королевского. То есть он сохраняет все свое достоинство. Если сравнить эту карикатуру с карикатурой на Людовика 16, где тот изображен в виде свиньи, «животного грязного и недостойного» можно понять, что фараону больше повезло в анимализации его образа. Однако ни в случае Рамзеса 2, ни в случае Людовика 16 эти рисунки сегодня не производят того же эффекта, что в момент их появления. Карикатура подобно театру нуждается в некоторой узнаваимости характера, которая придает особый вес изображению. Преувеличение подчеркивает какую-либо черту, возможно незаметную на первый взгляд и не только притягивает тем самым к ней внимание, но и убеждает зрителя в ее значимости. Сегодня это преувеличение достигается в основном с помощью черного юмора, превалирующего в современном сознании. Этот юмор вызывает улыбку из-за скрытого несоответствия между действительным и изображаемым. Рисунок отсылает к определенным кодам, которых зритель может и не знать, и даже если карикатурист ставит себя вне временного контекста, рисуя только вымышленных персонажей, помещенных в придуманное пространство, все таки нужно иметь современный менталитет, чтобы попытаться его расшифровать. Показывать сегодняшнее искусство в Средние века было бы занятием абсурдным и немыслимым, потому как сегодня в случае непонимания произведения автора не представляют сумасшедшим. Автор черпает вдохновение в повседневности и выражает свою точку зрения через картинки — отсюда интерес знать место и дату создания рисунка. Это очень важно для того, чтобы между автором и читателем установилось взаимопонимание, и чтобы их объединяла общая культура. Оторванность от времени, от эпохи может помешать восприятию рисунка, и напротив, если как следует покопаться в истории, рисунок может сослужить хорошую службу, как свидетельство об образе мысли, о манере восприятия и отображения событий своего времени.

Карикатура как средство
выражения революционной мысли.
Революции и войны всегда давали импульс бурному расцвету сатирического рисунка. Независимо от страны — будь-то Россия, Англия или Франция — эти периоды были особенно благоприятны для развития прессы отражающей общественное мнение и соответственно карикатурного рисунка, склонявшего на все лады королей, королев, царей и политических руководителей.
В 19 веке один из великих историков французской карикатуры Шамфлер определял какрикатуру как «крик души народа» потому как она говорила с помощью образов о том, что таилось в дальних уголках сознания простых людей.
Определение Шамфлери как нельзя хорошо подходит к временам, когда в воздухе пахнет революцией (особенно в странах с репрессивным режимом) потому что революция вызывает полную переоценку ценностей во всех областях человеческой жизни. Достаточно посмотреть на количество карикатур во Франции 1789 - 91 и в 1830 гг. в Великобритании 19 века, в России в 1905, 1917 и 1987 - 91 гг. чтобы понять насколько был прав Шамфлери. Было бы однако неправильно утверждать, что карикатура появляется только в смутное время, так как такое утверждение противоречит самому определению карикатуры — отражение какого-либо события под особым углом зрения. Революции всего лишь вытаскивают на поверхность опозиционную карикатуру, побуждают художников на поиск новых форм и художественных приемов для отображения настроений в обществе. Революции опрокидывают прежний порядок, рушат запреты и переворачивают массовое сознание. То есть в период революций и бунтов карикатура наиболее точно отражает массовое сознание, так как свобода открывает дополнительные возможности для разоблачения устаревшего режима.
Русская сатира имеет богатую историю — она начинается в 17 веке лубочным рисунком. В 1770-х годах объектом острой критики был режим Екатерины Великой, в 1860-м крымская война и политика Александра 2 дают новый толчок карикатурному буму, который достигает своего апогея в 1905, когда в России насчитывается более 400 сатирических изданий.
Тем не менее, в самом начале борьбы с царизмом пролетариат прибегает к карикатуре крайне редко. С одной стороны это может привести на каторгу, а то и на эшафот, а с другой стороны полиграфическая техника стоит дорого. Первая предреволюционная карикатура относится к 1900 году. На рисунке в виде социальной пирамиды изображается трудное положение рабочих и безземельных крестьян того времени. С революцией 1905 года свобода слова достигает своего пика, что позволило журналистам и издателям той поры публиковать рисунки, минуя контроль цензуры. К сожалению, эта свобода продолжалась недолго. Однако это был первый шаг к беспрепятственному распространению информации. В 1905 году народ смог наблюдать настоящий всплеск в карикатуре достойной своего имени. Ее ярчайшими представителями были Сергей Чехонин и Валентин Серов.
Аватара пользователя
Виктор Богорад
 
Сообщения: 5421
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:47 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Виктор Богорад » Ср ноя 05, 2008 1:11 pm

ОРУЖИЕ САТИРЫ
В Советском Союзе карикатуру часто называли грозным оружием и на то были причины. Она била по определенному явлению посредством юмора и сатиры. В своей энциклопедии Дмитрий Москин представляет очень интересную таблицу, где отображаются разные формы и аспекты карикатурного рисунка, разделенного на направления:
сатира — сатира политическая, социальная и поучительная
юмор — юмористический рисунок, комические рассказы в картинках, комиксы и мультфильмы
смешанная форма — сатирико-юмористический рисунок.
Во второй части таблица представляет так называемые вспомогательные формы:
— карикатура абсурда
— графические игры
— гротеск
— сюрреализм
— быстрый карандаш.
Из этой таблицы видно, что карикатура в основном развивала юмористический и сатирический жанры, то что американцы называют соответственно едиториал-картун и джок-картун. В истории советской и постсоветской карикатуры сатирический жанр был преобладающим и всегда сопровождал советских людей, а затем и российских граждан в периоды смут и потрясений. В Советском Союзе сатиру часто сравнивали с мечом. Это выражение скорее относится к политической сатире — сатирическим рисункам и плакатам. Приравнивать сатиру к оружию, а сатириков к бойцам становится делом обычным. Собственно такое сравнение вполне правомочно, так как сатира стоит на защите определенной идеологии. Кроме того, как говорит Борис Ефимов в своей книге «Основы понимания карикатуры»: если сатира — оружие общества, то оружие сатиры — смех. Иными словами, Б.Ефимов подчеркивает, что сила сатиры как оружия в огромной степени зависит от мастерства карикатуриста, от того удалось ли ему отразить ситуацию сатирически — вызвать у читателя смех или улыбку.
В свое время еще Гоголь отмечал, что тот кому вроде нечего бояться ужасно боится смеха. По Ефимову в сатире «смех является той динамической силой, которая заставляет это оружие выстрелить». Смех на самом деле есть очень важное составляющее сатирического рисунка, тесно связанное со знанием быта, социальной, культурной жизни и, наконец, истории данной страны. Из чего мы можем заключить, что сатирическое изображение это особое отображение народного менталитета, так как более важно приобщиться к «смешному» того или иного народа, чем теоретически понять рисунок.
Полную силу сатира проявляет через рисунок, над которым смеются, где переворачиваются классические правила и авторитеты представляются в жалком свете. В этой форме сатира действительно становится колющим и режущим оружием, так как человек понимающий контекст реагирует автоматически и мгновенно.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ РИСУНКА
В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ
Периодические сатирические издания при социализме.
Хотя сатирические газеты существовали уже при Екатерине Великой, карикатура в те времена была не очень развита и власти не уделяли особого внимания подобного рода изображениям. Как признанный жанр карикатура начала оформляться в России к концу 19 века, благодаря газете «Искра» и группе передвижников выставлявших свои работы по разным городам и весям.
Поставив себе целью воспитание в массах эстетического чувства, передвижники представляли сатирические изображения в пределах дозволенного. Однако с началом революции 1905 года в России появляется настоящая политическая карикатура. Она критикует царя, царское правительство и церковь. Появляется множество сатирических изданий (точное число — 429) такие как: «Шут», «Сатирическое обозрение», «Сатирикон». С революцией 1917 года приходит новая волна карикатуристов — Маяковский, Мур, и карикатура становится искусством на службе Октября. Однако, все это продолжалось недолго — с лета 1918 года она переходит под контроль партии и подчиняется теперь не диктату читателей, а диктату советских руководителей. Именно в этот период знаменитые Кукрыниксы переходят на службу социализму. 27 июня 1922 года, спустя несколько месяцев после создания СССР выходит первый номер сатирического журнала, выпускаемого сначала в Моспечати, а потом в издательстве «Правда» — знаменитый «Крокодил». Этот сатирический журнал будет самым читаемым изданием и переживет 20 век. Он очень быстро становится символом советской сатиры и порождает множество журналов близнецов: «Перец» на Украине, «Шмель» в Казахстане и т.д. С 1933 года «Крокодил» и его республиканские братья останутся единственными сатирическими периодическими изданиями в стране, хотя многие официальные газеты и журналы вроде «Правды» или «Химии и жизнь» будут постоянно публиковать карикатуры. В начале своего существования «Крокодил» и прочие издания клеймили нарождающуюся бюрократию и карьеризм, а с возникновением фашистских государств и укреплением советской власти острие сатиры изменило направление удара — теперь основной целью стали внешние враги, хотя сохранилось немного места и для «отдельных недочетов» на местах. Лишь в 1956 году, когда был развенчан культ личности, газеты и журналы обретают некоторую свободу. Тем не менее, множество тем и символов остаются под запретом — нельзя трогать советскую символику, говорить о демонстрациях протеста, церкви, нехватке продовольствия (именно за карикатуры на эту тему был осужден Вячеслав Сысоев), очередях. Именно по этой причине многие карикатуристы новой волны используют в своих рисунках персонажи народного фольклора. У Виктора Богорада это птицы, у Юрия Кособукина — снеговики, у Сергей Тюнина — животные со скотного двора. Действие происходит в местах, не содержащих никакого намека на реальность.

КАРИКАТУРА НА СЛУЖБЕ У ПРОПАГАНДЫ
И ПОЛИТИЧЕСКОЙ АГИТАЦИИ.
Сатирический рисунок, который можно вполне назвать репортажным, замечательно вписывается в область деятельности прессы. Однако, согласно Ленину советская пресса выполняла конкретную роль — на нее были возложены функции пропагандиста, агитатора и организатора. Таким образом, основная задача советской прессы заключалась не только в том, чтобы информировать народ о правильности политики партии, но и в том, чтобы развивать в советских гражданах социалистическое сознание, соответствующее идеологическим установкам. В каждой газете имелась рубрика под названием партийная жизнь, способствующая политическому воспитанию масс. Воспитательная роль прессы была значительна — именно на страницах газет разъяснялись директивы партии и правительства. Для большей эффективности воспитательного момента все независимые издания были закрыты. Множество карикатуристов и людей как-то имевших отношение к карикатуре эмигрировали. Понятное дело, рисунки, публиковавшиеся в официальной прессе полностью соответствовали сопутствующим текстам. Враг обозначен — капиталист всегда изображавшийся в виде отвратительного типа, у которого на лице были написаны самые отвратительные намерения. Особенно это подчеркивалось, когда речь шла об Америке, потому что эту страну следовало ненавидеть за ее высокий уровень жизни, свободу слова и передвижения, развитую систему услуг. Тогда же появились и стереотипы в атрибутике - у врага был огромный живот и хищные зубы, сам он естественно был самонадеян, жесток, безжалостен, глуп и одет самым нелепым образом.
Новая мода и музыка 60-х (хиппи, рок-н-рол, твист) тоже попадает под прицел. Таким образом, советская сатира имеет только одно направление — директивы партии. Главный редактор газеты должен был не только отлично ориентироваться в политической коньюктуре и идеологии, но и как в случае главного редактора «Правды» быть членом ЦК или по меньшей мере коммунистом. Редакторы несли всю полноту ответственности за все публикации в своих изданиях. Они были призваны воспитывать массы в соответствии с идеями социализма. Так появляется единственная в своем роде карикатура позитивного сатирического содержания, воспевающая свершения социализма — перевыполнение пятилетнего плана, снижение цен, радости советского образа жизни, благотворное влияния труда, дружба народов СССР, и т.д. Пресса должна была принимать активное участие в распространении советской идеологии. Цензура в Советском Союзе работала уже на уровне каждой редакции, а затем ее дублировала цензура вышестоящего органа, что можно считать излишним, так как руководящие кадры подбирались самым тщательным образом. Редакторы, журналисты и художники осуществляли все вместе идеологический контроль над народом.
Критика существующего строя посредством сатирического рисунка была невозможна. В СССР никогда не ставился под сомнение выбор сделанный партией в пользу марксизма-ленинизма, так как это учение правильное, а значит не может быть подвергнуто ревизии. И наоборот, в советской прессе критикуется все, что мешает скорому воцарению коммунизма. То есть даже критика содержащаяся в карикатуре должна служить социалистической идее, а потому карикатуристы должны четко представлять себе задачу, прежде чем приступить к работе.
При Сталине и Хрущеве в советской прессе публикуется много сатирических рисунков пропагандистской направленности. Развит также политический плакат. Все это говорит об особой важности обработки сознания. И хотя в Большой Советской энциклопедии издания 1973 года понятию «карикатура» - посвящено всего две страницы, а в издании 1953 — по меньшей мере восемь. Но ее основной задачей, как и прежде остается борьба с капиталистическими идеями и формирование единообразного советского мышления у граждан СССР.
Самыми активными карикатуристами Союза без сомнения остаются Ефимов, Кукрыниксы, Моор, Дени, Ротов и др. Конечно, список этот можно продолжать и продолжать — десятки художников занимались восхвалением преимуществ советского строя, превращая, таким образом, теорию в практику.
Советские учебники истории в этом смысле являются показательным инструментом формирования сознания у молодежи. Там можно найти множество карикатур связанных с темой защиты отечества и чувством национальной принадлежности. Эти рисунки имели такое влияние, что и сегодня можно видеть различные вариации на тему политического плаката тех лет. Дело в том, что в первые постсоветские годы образы плакатных героев еще крепко сидят в сознании — а значит все еще имеют прямое действие, такое же как и в советскую эпоху.
Хорошее тому свидетельство — сатирические рисунки наиболее верные своему историческому прообразу, так как по ним можно определить инфра-культуру народа в данный момент развития общества. Сила воздействия рисунка огромна, потому что рисунок вызывает немедленную реакцию почти на уровне иррационального. Во всех случаях он неизменно отпечатывается в памяти, превращаясь в некое высказывание — сублимацию мысли. Именно поэтому карикатура являлась отличным инструментом пропаганды — она несла в массы директивы партии самым доступным способом — при помощи рисунка. Период Великой Отечественной войны тому доказательство и пример наилучшего использования плаката и карикатуры. С того времени и до самой Перестройки (как показывают два сборника собравшие лучшие советские карикатуры «Сатира в борьбе за мир» и «Враги и друзья в зеркале Крокодила») карикатура рассматривается прежде всего как искусство способствующее победе коммунизма и указывающее на врагов таких как Германия периода войны, США и капиталистический Запад. В литературе, прессе и в других искусствах (кино например) преобладает карикатурное изображение капитализма, представляемого абсолютным злом, все время всплывает противопоставление — мы и они, воспитывая в советских людях определенные представления о себе как о нации.
И все-таки несмотря на войны, цензуру, принуждение работать в определенном русле, ограничении в свободе выбора сюжетов - многие наиболее удачные карикатуры, появившиеся в официальной прессе, переживут несколько десятилетий советского строя благодаря точности, изяществу и иронического взгляда в отражении происходящих событий.

Продолжение следует.
Последний раз редактировалось Виктор Богорад Чт ноя 06, 2008 6:33 am, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Виктор Богорад
 
Сообщения: 5421
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:47 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Sergei Tunin » Ср ноя 05, 2008 2:03 pm

Во всей этой фундаментальной работе есть одна главная ошибка,
скорее порок. Это мнение, что карикатура была первична в осуждении
того или иного явления, персоны и тому подобного. На самом деле
попробовала бы только проявить самостоятельность, автора тут же
бы укоротили. Поэтому и роль Бор.Ефимова не следует преувеличи-
вать, все они были пассивными иллюстраторами спущенных сверху
решений. Кусать ли Сахарова или Солженицына, восторгаться ли
Ежовым, решали не сами карикатуристы, а в отделе пропаганды.
Даже далеко не главные редакторы газет и журналов...
Аватара пользователя
Sergei Tunin
 
Сообщения: 8662
Зарегистрирован: Вс сен 03, 2006 9:00 pm

Сообщение Виктор Богорад » Вс ноя 09, 2008 4:44 pm

Продолжение 7
ПРОБЛЕМЫ БЫТА.
Может показаться удивительным и даже парадоксальным огромное количество сатирических и юмористических рисунков в советской прессе на тему трудностей повседневной жизни. И хотя они появляются только во времена Брежнева, всё равно непонятно почему тоталитарный режим вдруг позволил себя критиковать, пусть только в области бытовых проблем. А дело в том, что эта критика не подвергала сомнению существующий строй. Она высмеивала лишь отдельные недостатки на местах. Называлось это всё самокритикой позволявшей выпустить пар недовольства. Народу были близки и понятны сюжеты таких карикатур. Они как бы разряжали напряжение. Людей успокаивало то, что они борются с трудностями не в одиночку. Так, например, было обращено в карикатурную шутку недовольство недостатком продовольственных товаров, которое могло запросто вылиться в открытое выступление против властей. Бюрократ, символический персонаж такой карикатуры — самый главный виновник всех бед общества, всех неудач системы, и, собственно, неудивительно что партия использовала его в качестве своеобразного щита или отстойника, куда сливалось народное недовольство. В конце 70-ых годов, Советский Союз уже начинал потихоньку разваливаться. Именно тогда карикатурный бюрократ переживает свой расцвет. В общем, в воздухе пахнет переменами. Но открытая критика системы всё ещё недопустима. Идея заключалась в том, чтобы переложить всю ответственность за экономические неудачи на плечи местных нерадивых чиновников высмеиваемых сатирой. Главное было не допустить перегиба. Такая карикатура называлась позитивной сатирой.
Бюрократия, очереди, бедность.
В конце эпохи коммунизма, официальное количество бюрократов достигает восемнадцати миллионов человек. Их всегда ненавидели те, кто имел с ними дело. Антипатия по отношению к бюрократам сильна, хотя, СССР исчез двенадцать лет назад. А если пристальней вглядеться, то российская административная система работает всё по тем же принципам. Советские бюрократы неизменно изображались лысыми, или лысеющими, в очках, в пыли, погрязшими в своей собственной глупости. На самом деле и в реальности это были мало улыбчивые люди, они работали, как бездушные машины, очень друг на друга походили, делали всё, чтобы отгородиться от граждан, спрятавшись за систему, казавшуюся вечной. Почему бюрократ был похож на бездушную машину: потому что приказы приходили сверху и спускались по команде от начальника к начальнику поменьше, и так далее — до самого маленького, которому и доставалось выполнение. Приказы не обсуждались, возражения не принимались — все человеческое оставалось за пределами службы. Большую часть времени бюрократы занимались тем, чтобы делать как можно меньше, (ведь зарплата не зависела от результата). Они отыгрывались за гнев вышестоящего начальства на подчиненных и простых гражданах, находившихся на самой нижней ступени социальной иерархии. Вся эта громадная машина практически всегда работала в холостую и была источником страхов и тревог — выстояв многочасовую очередь за какой-нибудь бумажкой вы запросто могли услышать холодное: «приходите завтра». Проблема очередей и нехватки товаров (по причине порочности системы, а не из-за плохой организации на местах, как это официально утверждалось) также отражалась в карикатурах — Кто последний и что дают - два самых задаваемых вопроса в СССР.
АЛКОГОЛИЗМ, РАЗВОДЫ, КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ.
Алкоголизм одна из самых острых проблем в Советском Союзе. На борьбу с пьянством были брошены все средства воспитания, так как этот недуг мог стать причиной серьезного внутреннего кризиса. Пристрастие к спиртному настолько велико, что за бутылку водки можно получить многое, а это способствовало увеличению краж на рабочем месте, росту коррупции и т. д. Сухой закон введенный М.Горбачевым 16 мая 1985 года и приведший к массовой вырубке виноградников стал одной из самых распространенных тем для карикатуристов изображавших граждан за подпольным изготовлением спиртного в условиях той же конспирации, в которых выпускались номера самиздата. Карикатуристы лучше других понимали какие последствия мог иметь этот закон для страны и общественного строя. 15 мая 1999 года на заседании Госдумы депутат В.Жириновский говорил: «в России нельзя вводить сухой закон, потому что победить пьянство невозможно — царь попытался это сделать в 1916 году, а 1917 вспыхнула революция. Горбачев сделал то же самое и спровоцировал развал Союза». В 1998 году на душу населения в России было выпито 14,5 литров чистого спирта. А в наши дни 50% мужчин и 17% женщин страдают алкоголизмом. Можно себе представить, что означал для советских граждан сухой закон, когда бутылка была единственным способом уйти от действительности. Точно также карикатуристы клеймили и многочисленные разводы, по-своему пытались разрешить и пресловутый конфликт поколений, а конкретно — тех кто прошел войну и молодежь ориентировавшуюся все больше на западные ценности.
МЕЛКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Воровство в СССР, даже если речь идет о мелких кражах серьезно затрудняло нормальный процесс товарообмена, потому как воровались товары так называемого дефицита и потом перепродавались по завышенной цене в теневом секторе экономики. Коррупция проникает во все сферы общества, то есть не только в руководящие структуры.
Сельское хозяйство.
Село всегда было проблемой в СССР, потому что там коррупция была практически тотальной. Карикатуристы особенно клеймили бесхозяйственность, так как даже если урожай и был высоким значительная часть его сгнивала на складах.
Что касается карикатур на тему производства — все они высмеивали плохую организацию труда. Опять же на местах, по вине безответственных рабочих, недобросовестно выполнявших свою работу, что вредило общему делу строительства коммунизма.
Праздники и знаменательные события.
Праздники — такие как новый год, первое мая, годовщина октябрьской революции и знаменательные события типа олимпийских игр, первые шаги на луне тоже комментируются художниками. Эти рисунки как и все другие прежде всего имеют воспитательную нагрузку. Плакаты относящиеся, например, к празднованию Первого мая подчеркивают почетный статус рабочего при социализме, и еще больше клеймят недостатки капитализма.
Аватара пользователя
Виктор Богорад
 
Сообщения: 5421
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:47 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Karine » Пт ноя 21, 2008 1:42 pm

Wow :D

Nichego sebe :)))

Spassibo za perevod :wink:

Privet Vsem :mrgreen:

Karine Greth :P
Karine
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: Пт ноя 21, 2008 1:40 pm

След.

Вернуться в Искусство карикатуры

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


cron