Виктор Богорад » Вс мар 15, 2009 6:19 am
LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESENTATIONS
KARINE GRETH
Продолжение 22
КАРИКАТУРИСТ — ПРОФЕССИЯ?
Профессия карикатуриста одна из самых редких в мире. В России существует множество дизайнеров
и художников и очень мало настоящих карикатуристов. Достаточно пролистать редакторские
страницы русских журналов — их насчитается там около пятидесяти человек. Карикатуристов можно
разделить на три категории:
1. Карикатуристы живущие на доходы от своего ремесла — это как раз те 50 человек
2. Художники рисующие смешно, имеющие публикации — 200-500 человек
3. Художники рисующие, но не публикующие
ничего 1000 — 5000
Дмитрий Москин идет еще дальше. Он говорит, что в России всего 50 хороших карикатуристов,
из них 15 — очень хороших и 5 международно признаных. По мнению Златковского, среди тех.
Что живут за счет карикатуры можно выделить лучших исходя из двух критериев: идеи и техники рисунка.
Карикатуристы идея техника
Тюнин 100% 100%
Златковский 100% 100%
Богорад 100% 70%
Песков 100% 50%
Меринов 100% 50%
Нечаев 80% 70%
Бильжо 60% 20%
Буркин 50% 50%
Скрылев 50% 100%
Смирнов 50% 50%
Разделение здесь, конечно, субъективное, но даже если некоторые не согласятся
с местом каждого из десяти лучших, тем не менее все фамилии останутся в десятке.
Как становятся карикатуристами? В России нет учебного заведения, где учили
бы карикатуре. Как говорит Златковский: «Этому не учатся, точнее нельзя научить, потому как
в карикатуристе сочетаются четыре профессии — журналист, художник, режиссёр и философ,
а этому слишком сложно научить. Это божий дар». К этим четырём профессиям можно добавить
ещё одну — иллюзионист. И действительно, разве карикатурист не превращает, к примеру,
компас в балерину, клавиатуру рояля в домино или личинку бабочки в самолёт?
В России, в отличии от Италии, Ирана, США и Румынии нет школ, где учили бы мастерству
газетного рисунка. Может быть потому, что во всех перечисленных странах карикатура играет
скорее развлекательную роль или служит иллюстрацией, а, к примеру, философская экзистенциальная
карикатура существует только в России. Вот почему русские карикатуристы профессионалы
говорят, что для того, чтобы освоить это искусство нужно быть внутренне готовым, ощутить
сочетание трагического и смешного, чёрного юмора по-русски.
Было множество попыток создать
кружки карикатуры, для того, чтобы обучать молодёжь, но из сорока человек только четверо
сумели хоть как-то выделиться. Затея с кружками провалилась. В 1980 году редакция журнала «Крокодил»
основала уникальное в своём жанре учебное заведение «Лицей Крокодила». Из многих и многих
тысяч кандидатов удалось отобрать девяносто пять человек, которых и посадили за парты.
Занятия проходили непосредственно в редакции для московских студентов, а учащимся
из других городов высылали задания по почте. Лучших из них приглашали на стажировку
в Москву за счёт редакции. Впрочем, лицей просуществовал недолго. В 1986 году, в связи
с перестройкой, его двери закрылись.
Для карикатуриста Виктора Богорада это профессия без диплома, потому что научить чувству
юмора невозможно. Действительно карикатуристы становятся настоящими профессионалами
и знаменитостями не после получения диплома, (тем более, что в России такого и нет), а когда однажды
вдруг всего одним рисунком им удаётся отобразить целую тему.
Игорь Смирнов сравнивает карикатуриста с врачом, устанавливающим диагноз обществу.
Просто карикатуристам удаётся разглядеть то, что не видно обычным людям. Самое главное качество карикатуриста —
тонкая организация ума и наличие юмора в карикатурах. Карикатурист не может лечить,
как врач, но зато он может сказать, что произойдёт, если не будут приняты меры. Словно пророк он
предупреждает, чтобы не случилось худшего.
В редакциях обычно много дизайнеров, журналистов, переводчиков и как правило всего один карикатурист
— у него только один начальник — главный редактор.
Русская карикатура отличается
от всего, что можно себе вообразить в этой области. Великие современные русские карикатуристы
такие как М. Златковский, И. Смирнов и даже А. Бильжо (В. Богорад — исключение подтверждающее правило)
почти всегда серьезны и всегда с сигаретой. «Мы редко улыбаемся, наша работа требует профессионализма
и нам некогда смеяться» - пытается объяснить Игорь Смирнов.
У карикатуристов в основном и язык
не очень подвешен, нет ни харизмы, ни политического чутья и как любой ангажированный политик,
веселый карикатурист зрелище не частое, так как вся его жизнь — борьба.
Еще интересная деталь — большинство карикатуристов не заканчивали ни академии искусств,
ни какого другого учебного заведения связанного с рисованием. Обычно это бывшие инженеры,
архитекторы или врачи. Андрей Бильжо — психиатор, Виктор Богорад — радио-инженер,
Михаил Златковский — инженер-физик, Олег Теслер — инженер-железнодорожник,
Виктор Скрылев — архитектор и т.д.
Когда Богорада спросили не желание ли заработать больше, чем он получал будучи инженером
заставило его сменить профессию — он засмеялся и ответил, что в те времена, те кто устанавливал
цены на карикатуры тоже обладали чувством юмора, так как за рисунок платили 3.62 руб,
что соответствовало стоимости бутылки водки. Карикатуристы занимались этим из любви к искусству,
из потребности донести до народа скрываемую от него правду.
Златковский, впрочем, говорит, что карикатуристы клуба «12 стульев» никогда не зарабатывали
на жизнь только карикатурой. Лишь те, кто работали на советскую пропаганду, могли себе позволить
заниматься только карикатурой. На самом деле и сегодня не все карикатуристы зарабатывают
на жизнь рисованием. Лишь двое В. Богорад и В.Песков ничем больше не занимаются — они работают больше
на количество, чем на качество (Песков к примеру в 2001 году отметил свою 50 000-ную карикатуру!)
делая много в самой простой технике. Что касается Богорада - он работает сразу для нескольких журналов
и тоже в не особо сложной манере.
Трудно ли быть сегодня карикатуристом в России? Наверное да, так как времена теперь
наступили непростые. Очень немногие молодые художники решаются посвятить себя этой профессии.
Они больше ориентированы на рекламу — более перспективное и менее опасное занятие.
И все-таки с открытием в 2002 году Российской академии искусств впереди забрезжил лучик надежды.
Карикатурист 21 века не обязательно иллюстратор чужих идей, как это было в советском прошлом,
он сам мыслитель, выражающий свою точку зрения на происходящее через свои рисунки.
Будущее карикатуры
В настоящее время русская карикатура переживает достаточно непростой период. С 1993 года,
а особенно с момента прихода Путина политическая карикатура — редкость. Она стала беззубой.
Она вышла из диалектики эпохи Маяковского, Ефимова, Мура, когда рисунок не заставлял задумываться,
а прямо показывал что нужно делать. Ничего не осталось и от карикатуры сопротивления этой
по выражению Златковского фиги в кармане, ни от карикатуры перестройки агрессивной и безжалостной.
Сам Златковский видит в сегодняшней карикатуре «скорее субъективное отражение реальности,
чем форму протеста — нет, протест, конечно, присутствует, но не в той степени, как это было в 70 — 80-е годы,
когда власть рассматривала наши рисунки, как антисоветские».
Юридические рогатки и развитие средств художественного выражения привели к тому,
что с начала 70-х художники перестали прямо выкладывать свои мысли читателю, но давали повод
к размышлению (тенденция сохранилась даже во времена перестройки этих пяти или
шести лет настоящей карикатуры). Таким образом, рисунок стал не только журналистским посланием,
или мыслью — он порой сбивает с толку. Конечно, он вызывает улыбку, но улыбку грустную, причем,
в том случае, если читатель дал себе труд задуматься. С одной стороны такой подход заслуживает
всяческих похвал — читатель может сам привнести что-то свое в восприятие рисунка, но с другой стороны,
возникает вопрос, не ставит ли «философская» карикатура под сомнение смысл существования
политической карикатуры, как таковой, потому как имеет тяготение к абстрактному, и первейшая задача
карикатуры — достучаться до самой широкой публики таким образом теряется. К тому же философская обертка
делает такую карикатуру более нейтральной. Если взглянуть на историю карикатуры — лучшие рисунки
те, что защищали позицию и прорывались сквозь цензуру.
На самом деле расцвет карикатуры, по-видимому, был возможен в 90-х. Но он не состоялся из-за нехватки
средств, хотя победа правительства Бориса Ельцина и вызвала появление свободной прессы.
Кризис 17 августа 1998 года еще больше затормозил этот процесс. Очень многие издания тогда исчезли,
а те, что выжили — заметно сократили место для рисунка. Если представить развитие политической
карикатуры выразить в виде графика то мы увидим функцию соотношения власти,
экономической ситуации и публикаций карикатур.
На сегодня российская пресса почти не использует карикатуру. Некоторые большие ежедневные
издания, такие как «Коммерсант», «Литературная Газета», или «Смена», имеют своих постоянных
карикатуристов. Но они больше рисуют на темы быта, смеясь над издержками человеческого поведения,
а российская политическая жизнь остается в стороне.
В «Коммерсанте», например, невозможно найти ни одного рисунка связанного с войной в Ираке.
Можно констатировать, что в газетах сейчас печатается в два раза меньше карикатур, чем два года назад.
«Коммерсант» публикует пару карикатур — Тюнина и Бильжо на центральных страницах каждого номера.
«Литературная Газета» предпочитает теперь печатать фотографии, а не рисунки, хотя клуб
«Двенадцать стульев» всё ещё на шестнадцатой странице.
«Известия» публиковавшие в девяносто шестом карикатуры на первой полосе, в две тысячи третьем
не публикуют практически ничего, за исключением трёх или четырёх картинок Ёлкина почти за полгода
— хотя одна из них всё-таки посвящена войне в Ираке. Почти повсеместно одни фотографии
и текст, как будто русский народ теперь боится смеяться на политические темы.
А между тем, как подчёркивал Песков: «Любой сюжет на злобу дня может превратиться в карикатуру —
от смешной драки в думе, до трагедии, наводнения или катастрофы Курска. Юмор может быть одной из
форм сочувствия». Но в сегодняшней России мало людей это понимают, более того
для политиков любой рисунок с их изображением означает, что кто-то настраивает граждан против него,
в то время как рисунок может иметь чисто информативный характер.
Внутренняя цензура стала даже
сильнее, внешней. Ведётся целая политика давления на карикатуристов, чтобы заставить
их следовать патриотической линии, избранной политической верхушкой. Однако даже если
карикатуристам и удаётся устоять, свобода слова теперь напрямую зависит от свободы финансовой и
от законов рынка, вынуждающих рисовать в основном то, что можно продать.
Сейчас многие говорят, будто бы в России потеряли интерес к сатирическому жанру. На самом же деле
в русском обществе больше не различают на «плохих» и «хороших». Прежняя символика исчезает и это
ощущается в новых темах: очень много карикатур посвящено изображению правосудия,
в виде богини Фемиды, часто используются сюжеты басен (в основном, ворона и лисица).
Последние два или три года карикатура всё больше обращается к темам повседневной жизни, к быту.
И это уже не имеет политического подтекста, как когда-то: финансы, налоги, отношения между
мужчинами и женщинами, новые технологии, алкоголизм, наркотики и терроризм.
Природа карикатуры XXI века двояка, она философична или анекдотична, в зависимости
от возможности карикатуристов. Она вышла из идеологии советского времени, но не надо замыкаться
в стереотипах — пропаганда затуманивания мозгов больше не актуальна. Современные карикатуристы
имеют одну общую черту: каждым своим рисунком, они как бы задают вопрос — вот вам ситуация,
что вы об этом думаете? Сегодня можно увидеть колкую политическую карикатуру только
в «Ст.ПетербургТаймс» и «МоскоуТаймс», которые, обратите внимание, распостраняются бесплатно,
издаются на английском языке, а значит, читают их в основном иностранцы. Можно ли мечтать о таком дне,
когда карикатурист, как это уже было в Турции, станет советником русского президента?
В политической борьбе нет запрещённых ударов. Как говорил один известный французский политик:
«Неважно, хорошо или плохо обо мне говорят, главное что говорят, и это доказывает, что я существую».
Поймут ли когда-нибудь русские политики, что в этом смысле карикатура не обязательно вредит
их имиджу, а скорее наоборот...
Продолжение следует.