LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESEN

Карикатура как вид изобразительного искусства. Обсуждение стилей, художников, история жанра, критика, будущее карикатуры.

Модераторы: Andrey Feldshteyn, Administrator

Сообщение Виктор Богорад » Сб фев 28, 2009 3:05 pm

LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESENTATIONS

KARINE GRETH

Продолжение 18

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА НОВОЙ ПРЕССЫ.
Карикатуристы сорок четвёртого года рождения.

Интересная деталь — филосовская карикатура появляется в середине 60-ых. Почему этот бум возникает
в 1968 году, а не в 1964, 1971 или, к примеру, не в 1974? Как мы уже писали выше, клуб «Двенадцать стульев»
способствовал подъёму этой новой волны карикатуристов, совершив маленькую революцию в затхлом мире
плакатной пропаганды. Можно предположить, что это всего лишь случайность, стечение обстоятельств,
обусловленное политической ситуацией или вдруг возникшая мода... Тем не менее, основные пропагандисты
клуба (В. Песков, И. Макаров, В. Бахчанян и В. Иванов) были одногодками, все они родились
в 1944 году. Михаил Златковский, Игорь Смирнов и Алексей Меринов входившие в десятку лучших
русских карикатуристов, тоже родились в 1944, так же как и Василий Дубов и Дмитрий Москин...
Что же такое должно было случиться, что все первые карикатуристы новой волны родились в 1944 году,
а в 1968 в возрасте двадцати четырёх лет, вдруг взяли и основали новый жанр? Можно предположить многое,
но наиболее вероятное объяснение тому кроется в политической истории страны. Когда в 1953 году умирает
Сталин, детям рождённым в 1944 всего девять лет. Примерно год спустя население начинает понимать,
кем на самом деле был Сталин, живой бог миллионов и миллионов плакавших на его похоронах.
Вскоре из лагерей начинают возвращаться политические заключённые, рассказывая об аде,
который им пришлось пережить. При Сталине, когда дети спрашивали, где их бабушки, дедушки,
и так далее, большинство родителей говорили, что они умерли, или просто ушли из дома, по причине пьянства...
И вдруг, в 1953-1954 г.г., эти самые мёртвые дедушки и бабушки возвращаются... Десять лет — это возраст,
когда ребёнок начинает понимать, что происходит вокруг него, начинает задумываться и задаёт себе
первые вопросы о смысле жизни. Представьте себе этих детей, неожиданно узнавших, о своих
бабушках и дедушках, и вдруг понявших, что всеми обожаемый Сталин предал их. И предательство
это произошло при участии самых близких людей на свете, и собственных родителей, которые им врали.
Детей, ставших свидетелями возвращения узников из лагерей, было великое множество. Из сотен тысяч
бывших зэков большинство почти сразу умерло, оказавшись на свободе. Эти люди провели в лагерях
кто по двадцать, а кто и больше, лет своей жизни, а потому возвращение подкосило их силы.
Это физиологическое явление часто наблюдается во время войн: когда нужно противостоять голоду
и лишениям, организм мобилизует все свои силы, но как только наступает облегчение, все приглушённые
болячки выходят наружу. В девять-десять лет, дети 44-го года рождения находятся под впечатлением
этих смертей, следующих практически сразу за освобождением.
В 1956 году им уже двенадцать,
в этом возрасте уже формируется личность и почти не остаётся иллюзий, потому как к этому времени
они все в достаточной мере познали трудности повседневной жизни. В этом же году на двадцатом съезде партии,
Н.С. Хрущов официально рассказывает всему народу, что в действительности происходило при Сталине.
И дети понимают, что коммунизм — это нечто жестокое и мрачное. В конце пятидесятых они — подростки.
В этом возрасте люди резки в суждениях и высказываниях. Именно тогда наши карикатуристы
начинают высказывать свои эмоции посредством рисунка. Они очень отрицательно относятся
к официальной сатире и к плакату, в том числе ко всему, что публикуется в знаменитом «Крокодиле».
Это период поиска своего стиля, который должен непременно отличаться от официального.
Таким образом, дети сорок четвёртого, перевернули мир карикатуры, и не только его. На вопрос,
почему это не могло произойти с детьми тридцать шестого, или сорокового года рождения,
Михаил Златковский ответил так: «В восемнадцать лет личность человека уже сложилась, его уже не изменить.
Естественно возможны какие-то внешние вариации, фундамент уже построен. Понятие радости,
свободы и демократии, к примеру, закладываются в нас, когда мы ещё подростки. Нам повезло,
когда мы были подростками, мы сформировались на другой основе». К этому можно добавить,
что карикатура новой волны появилась в 1967-1968 г.г., потому как на тот момент им было по 23-24 года,
и они только освоили мастерство и технику рисунка. К тому же в этом
возрасте политические взгляды
человека проясняются окончательно. Совокупность всех этих факторов
и сделала из них основателей философской политической карикатуры.
Было бы неправильным полагать, что только «44-ый год» был носителем правды в области
карикатурного рисунка. Были и другие талантливые карикатуристы. Хотя большинство, конечно,
родилось именно в 44-ом. Сысоев и Теслер были соответственно 37 и 38 годов рождения. На вопрос,
почему же они присоединились к новому стилю, в то время как в 56-ом они были уже «сложившимися
личностями», Златковский ответил: «Это исключения лишь подтверждающие правило».
Продолжение следует.
Аватара пользователя
Виктор Богорад
 
Сообщения: 5421
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:47 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Виктор Богорад » Сб фев 28, 2009 3:12 pm

LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESENTATIONS
KARINE GRETH

Продолжение 19

ПОСТСОВЕТСКАЯ ПРЕССА И КАРИКАТУРА

Само собой разумеется, что место карикатурного рисунка в прессе до и после падения коммунизма
не одинаково. Как мы уже видели выше, в советскую эпоху карикатуре отводилась строго
определенная роль. Что бы получить максимальный эффект при воздействии на сознание
индивидуальное и коллективное рисунок относившийся к чистой пропаганде выполнялся в плакатном
формате и занимал почти всю страницу. Что же до юмористических рисунков — их удел очень
маленький формат. Чаще всего они печатались на последней полосе и сопровождались анекдотом.
С конца 80-х газетный рисунок служит уже другой идеологии, а потому очень изменился.
С 1989-го карикатура приобретает все больший вес в прессе, во- первых потому что граждане
специально покупают газеты, что бы посмеяться над властью, которую раньше так никогда
не изображали, а во вторых издатели начали понимать , что рисунок может служить
отличной иллюстрацией на злобу дня
В 1990 с появлением многочисленной независимой прессы карикатура достигает своего апогея
— рисунки занимают первые полосы.
В 1992 — 93 наступает кризис и востребованность карикатуры идет на спад — рисунки помещаются
на внутренних страницах. А некоторые издания, чтобы выжить вовсе отказываются от них.
1995-98 — вновь подъем. Вновь первые полосы. Однако, уже не в «королевском» формате 90-го года.
Темы остаются прежними, но редакторы «Аргументы и факты» остаются одной из немногих
газет публикующей карикатуры на первой полосе.

После экономического кризиса 1998 — 2000 г.г. еженедельные газеты помещают карикатуры
в маленькую рамочку в нижнем правом углу заглавной страницы. И только новый главный редактор
«Литературки» назначенный в 1999 году, по-настоящему понимает важность карикатуры для прессы,
а потому он оставляет верхнюю часть первой страницы социального рисунка, а нижний правый угол
для юмористического. Некоторые издания - «Московский комсомолец», «Час пик», «Век»,
«Что делать», последовали примеру «Литературной газеты», хотя и делали это не систематически
в отличие от «Литературки».
К концу 2000 года в связи с изменением политического и социального контекста,
карикатур на первых полосах газет печатается гораздо меньше. Уменьшается и размер рисунка.
Сюжеты карикатур становятся все незначительнее.
Что же касается собственно сатирической прессы — в пост-советские годы особого расцвета
юмора не наблюдается. «Крокодил» пережил советский режим, но его тираж стал в сто раз меньше
по сравнению с тиражом 1970 г. Некоторые из бывших двойников «Крокодила» —
«Перец», «Шмель» до сих пор можно купить в России. Но у них давно своя дорога. Что же касается
новых русских газет этого направления - в период с 1990 по наши дни их можно насчитать около пятнадцати.
Наиболее интересным является несомненно «Иронический журнал Жванецкого». Он выходит два раза в месяц
с 1991 года и уже успел получить приз «Золотого Остапа» в номинации лучшее сатирическое
издание года. Правда «Журнал», по уровню своих текстов и рисунков обращен скорее
к интеллигенции и не совсем понятен простой публике. Именно поэтому он и исчез
по экономическим причинам в 2003 г. Хочется надеяться, что «Красная Бурда» —
екатеринбургская газета близкая по контексту к «Журналу», сумеет извлечь для себя уроки
и избежать той же участи. Лев Бруни, главный редактор еженедельника «Фас», появившегося
в 1999 подчеркивает, что несмотря на твердое желание делать настоящую политическую сатиру,
редакция быстро пришла к выводу, что читателя больше интересует юмор без политической нагрузки.
Михаил Леонтьев, таким образом, понял важность рисованного юмора для выживания издания.
«Фас» насчитывающий 46 страниц стал заполняться по максимому карикатуристами, в том числе —
Игорем Смирновым, Сергеем Дергачевым и др. Но всего этого оказалось недостаточно
и в марте 2002 года «Фас» пришлось закрыть. Единственные издания оставшиеся на плаву это
«Вокруг смеха» и «Веселые картинки для взрослых» родившиеся на стыке веков.
Продолжение следует
Аватара пользователя
Виктор Богорад
 
Сообщения: 5421
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:47 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение vladimir Stepanov » Сб фев 28, 2009 4:49 pm

Михаил Златковский, Игорь Смирнов и Алексей Меринов входившие в десятку лучших
русских карикатуристов, тоже родились в 1944, так же как и Василий Дубов и Дмитрий Москин...


Москин Дмитрий Николаевич. Родился в Петрозаводске в 1950 году.
Аватара пользователя
vladimir Stepanov
 
Сообщения: 2590
Зарегистрирован: Вт мар 06, 2007 3:15 am
Откуда: Новосибирск

Сообщение Виктор Богорад » Пн мар 09, 2009 9:28 am

LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESENTATIONS

KARINE GRETH
Продолжение 20

ОТ «КРОКОДИЛА» К «НОВОМУ КРОКОДИЛУ»

Было бы интересно задержаться немного на судьбе журнала «Крокодила» —
единственном сатирическом издании пережившем 20 век. Созданный в 1922 году, «Крокодил» самое
старое и самое известное советское периодическое издание. Этот журнал выходил три раза в месяц,
к концу 1950 года его тираж увеличился на 314%, достигнув своего пика в 6 млн. экземпляров между
1961 и 1975. Тем не менее, в переломные 90-е годы с появлением многочисленных сатирических
изданий предлагавших больший выбор, «Крокодил» начал терять динамику. В сентябре 1991 его тираж
— 2 млн. экземпляров, а в 1997 — 67 100. И это не смотря на привязанность к журналу
президента Б.Ельцина. В 1999 тираж опускается до 32 690 экземпляров. В январе 2000 года
журнал решает реорганизоваться — радикально сменить форму и содержание. «Крокодил» переходит
от формата 51х34,5 см -16 страниц к формату А4 — 32страницы на глянце с включением телевизионной
программы. В марте того же года по инициативе нового главного редактора Георгия Елина,
при поддержке банкиров обещающих золотые горы тираж поднимают до 50 000 экземпляров. Для полноты
обновления журналу дают новое имя и он становится из просто «Крокодила» «Новым Крокодилом»,
журналом для всех живых. Можно подумать, что до самого марта 2000 г. он был журналом для мертвых.
Знаменитое сатирическое издание начинает новую жизнь — становится еженедельным и
пускает на свои страницы рекламу. Тем не менее, все эти меры оказались недостаточны для спасения
«Крокодила». Концепция была не только плохо продумана — в журнале отсутствовала
хоть сколько-нибудь интересная карикатура, да и наличие многочисленных конкурентов —
других более динамичных сатирических и юмористических изданий привели «Крокодил» к потере читателя.
Не помогло и то что с 1991 года на страницах «Крокодила» можно встретить фото обнаженных женщин,
и хотя в 1987 тираж журнала остается все еще значительным эпоха его апогея славы уже далеко позади.
По мнению Михаила Златковского своим провалом «Крокодил» прежде всего обязан низкому
художественному качеству и тому, что читатель стал менее восприимчив к политической
карикатуре. М. Златковский упрекает «Крокодил» по нескольким причинам:
1. До 1990 года это был советский журнал, где не жаловали авторов философской карикатуры.
Редакция делала все, чтобы унизить новых художников, не давая им принимать участие в конкурсах,
или закрывая дорогу в Союз художников. Помня о том, что «Крокодил» был острием
коммунистической пропаганды, о давлении редакции на авторов, многие художники, даже после
падения Советов не хотели работать с изданием, которое оставалось в памяти советским, не смотря
на внешне искренние попытки заняться настоящей политической карикатурой. Отсутствие новых
карикатуристов и не позволило Крокодилу обрести вторую жизнь.
2. В «Крокодиле» подписывались
исключительно эксклюзивные контракты, что закрывало для журнала всякую возможность сотрудничать
с лучшими карикатуристами, у которых уже был договор с другими изданиями. В «Крокодиле» работали
люди старой школы.
3. Владимир Мочалов главный редактор «Крокодила» с 1999 года слишком высоко себя ценил
и никогда не прислушивался к чужому мнению, что отпугивало художников и ускорило фиаско.
4. В журнале не было постоянного заработка — вам платили за каждый опубликованный рисунок.

Добавление в номер программы телепередач для сатирического журнала — еще один шаг к его гибели.
Уже с третьего номера 1990 года «Крокодил» превращается непонятно во что. Места для карикатур
и шуток становится все меньше — вместо них телепрограмма без единой иллюстрации, портреты
людей не имеющих отношения к жанру. Конкурс анекдотов со смешной премией победителю —
бутылкой шампанского. Эпизоды из жизни поп-звезд. И единственное приличное начинание это лучшие
карикатуры из истории журнала на трех-четырех страницах в каждом номере.
В 2000 году новый главный редактор Георгий Елин заявляет, что новая версия «Крокодила» должна
быть аполитичной, потому как люди устали от политики. В. Путина на страницах не будет — основной
темой журнала должна стать просто жизнь.
Если политика действительно интересовала читателя гораздо меньше, чем раньше, то новая
тематика «Крокодила» была настолько слабой, что журнал вскоре становится ежемесячным и остается
без подписчиков. В одиннадцатом номере за июнь 2000 года еще звучит бодрое приглашение
на разные виды подписки. Но никто из читателей, кто купил журнал, не догадывался, что держит в руках
его последний 2841-й по счету номер за 78 лет.
Но это было еще не последнее слово - после новых русских, нового рубля, настала очередь
«Нового Крокодила». Модное слово добавляется несколько поздновато. И все же выходит
номер журнала с датой 5 ноября 2001 года. Тираж 35 — 50 000 экземпляров с надеждой продать
хотя бы половину. Однако, в «Новом Крокодиле» все по-старому. Те же крокодильцы и прежний формат.
Карикатуры, в общем и целом, очень низкого тематического качества.

Продолжение следует.
Аватара пользователя
Виктор Богорад
 
Сообщения: 5421
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:47 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Виктор Богорад » Пн мар 09, 2009 9:40 am

LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESENTATIONS

KARINE GRETH
Продолжение 21

История карикатуриста
Михаила Златковского.


Карикатуры М. Златковского обошли вокруг света, получив более 80 различных премий. Из них - половина
награды престижных международных конкурсов. Ко всем этим наградам можно добавить и то, что
в 1992 году он признан своими собратьями по искусству «Лучшим карикатуристом в мире на все времена».
Правда, это ежегодная награда, которой удостаиваются художники разных стран. По количеству своих
наград он обошел на целых тридцать пунктов достижение, зарегистрированное в книге рекордов
Гиннеса. Правда, как утверждает Михаил «сам он там фигурировать не мог, так как подписывал свои рисунки
различными псевдонимами, из-за ситуации сложившейся в СССР».
Златковский никогда не учился
ни в каком художественном учебном заведении. Он относится к карикатуристам новой волны,
получившим в жизни совсем другую профессию. Физик по образованию. В период, когда он
готовился к защите кандидатской диссертации, ему настоятельно рекомендуют вступить
в коммунистическую партию. Михаил ни в коей мере не разделял коммунистических взглядов,
а потому отказался от карьеры ученого, окончательно обратившись к карикатуре. Начало новой деятельности
было не простым — он не пожелал работать в «Крокодиле», а потому карикатурой ему было зарабатывать
трудно — в СССР не поощрялся статус независимого художника — нужно было либо входить в какую-либо
структуру, либо где-то официально работать. В Союз Художников он вступить не мог, и, подобно многим
новым карикатуристам того времени нашел себе место при горкоме графиков.
Его начали публиковать в «Литературной газете» в рубрике «12 стульев». Так в начале 70-х годов
он становится довольно известным карикатуристом, причем настолько известным, что карикатуристы,
находящиеся на службе у режима видят в нем настоящую угрозу для последнего. Точно так же как и Сысоев
он подвергается давлению со стороны КГБ и после множества задержаний, и продолжительных
допросов оказывается отлученным от профессии на шесть лет. Однако, режим не смог запретить
Златковскому рисовать. Правда публиковаться ему пришлось тайно и в основном на западе, где он
становится членом различных художественных союзов — во Франции, Болгарии, Чехословакии, Венгрии,
Румынии и Польше. Что бы избежать судьбы Сысоева, который критиковал советскую власть напрямую,
М. Златковский так же, как В. Богорад или С. Тюнин обращается к иносказательности, или как он
называет «философской» карикатуре. Он выпускает к тому же несколько номеров самиздата и
выступает в поддержку Владимира Высотского в 70-е.
После того как Златковский по заказу партии в конце 1985 года нарисовал карикатуру на Михаила Горбачева,
он снова может официально подписывать свои рисунки собственным именем. В 1988 году он один из первых
трех карикатуристов новой волны принятых в Союз Художников. Михаилу удалось приобрести
международное признание, благодаря тому, что он всегда был верен своим убеждениям, показывая
недостатки советского, а потом и русского общества. Он представлял поколение карикатуристов новой волны,
заявивших о себе в 70-е своим удивительным искусством игравшем на ассоциациях образов и идей.
Карикатура с изображением В.Путина дергающего за нитки марионеток сама по себе стоит
целой законченной статьи ставящей под сомнение декларированные достоинства президента.
Рисунок подчеркивает важность взаимопонимания автора и читателя: на переднем плане мы видим
человека в ползунках, намного большего размера, чем остальные персонажи им же и управляемые.
Для лучшего понимания смысла нужно погрузиться в русский контекст. Рисованный человек в ползунках
сегодняшний президент России. Ползунки одновременно очень напоминают рабочий комбинезон.
Если бы автором был зарубежный карикатурист, то это несомненно был бы рабочий комбинезон,
но в данном случае, сомнений быть не может — из кармана торчит плюшевый медведь, а на ногах - пинетки,
какие надевают младенцам. Посмотрим, что обозначает каждый символ.
Ползунки — намек на то, что это самый молодой руководитель за последние годы; музыкальный инструмент —
используется как символ власти и означает, что голос Путина слышен далеко; медведь — прямая ассоциация
с Россией и в частности с Ельциным, которого называли медведем. Путин все время имеет его при себе.
Персонажи на ниточках, кажется, сами ведут Путина. Но именно он держит бразды правления.
Он в полной мере контролирует ситуацию и никому не видны нитки, за которые дергает президент.
Хотя, они не могут обойтись друг без друга — Путин продвигается вперед благодаря тем, кто
ему расчищает дорогу. Наконец подпись — шаги командора означает в русской традиции, что намеченный
путь будет пройден, не смотря ни на что.
Златковский обязан своими успехами только собственному таланту, божьему дару — как он говорит.
Его знаменитые серии «Homo sapiens», «Памятники», «Война и мир» — прекрасный пример хвалы человеческой мысли.
С исчезновением СССР он хотя и начинает рисовать политических деятелей, но его карикатуры
все равно остаются философскими, раскрывая душу персонажа, а не клеймя его действия. Серия карикатур
«Мой Горби» как раз выполнена в этом духе. И тем не менее у Златковского в жизьни не все гладко.
В 1992 году его жена подает на развод, и в 1993-м он решает уехать за границу. Американцы приглашают
его преподавать в Лос-Анжелевский университет, плюс ко всему он находит там место художественного
редактора одного из журналов. Пребывание в штатах пошло ему на пользу — он заметно вырос.
Но тем не менее, ностальгия заставляет его в 1998 вернуться на родину. Об Америке он вспоминает,
как о романтической сказке. Правда, по его мнению, это очень консервативная страна,
где есть все кроме истории и традиций. Дома его ждет первая полоса «Литературки», он становится
профессором МГУ, где создает кафедру дизайна и газетной иллюстрации при факультете журналистики.
Когда у М. Златковского спрашиваешь, какая карикатура у него самая любимая — он неизменно
отвечает: топор. На этом рисунке 70-х изображен летящий лебедь с повисшей мертвой головой,
на месте которой — змея полностью завладевшая его телом.
Михаил говорит, что в этой карикатуре, несмотря на среднее качество в смысле художественного исполнения,
скрыт очень глубокий смысл. Он даже испытывает чувство ревности, когда видит в работах других
похожие интонации и идеи. С приходом к власти В.Путина меняется главный редактор «Литературки»
и М. Златковского больше не печатают на первой полосе. Он отмечает, что пресса теперь сама себе цензура
и для карикатуристов наступили трудные времена, так как даже у него не много работы. Редакторы часто
отказываются печатать карикатуру, потому что не хотят ссориться с властями. Тем не менее, с января 2002
по январь 2003 г.г. Златковский оформлял обложку еженедельника «Деловая Хроника».
Теперь журнала нет — закрыт по экономическим причинам.
Несмотря на то что он член Французской академии Искусств, член академии «Золотой Остап»,
член Международной академии педагогики и прочие регалии, Златковский имеет мало карикатурной работы
и вместо того чтобы с карандашом в руках бороться с недостатками власти он занимается рекламой и иллюстрацией книг.

Продолжение следует.
Аватара пользователя
Виктор Богорад
 
Сообщения: 5421
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:47 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Виктор Богорад » Вс мар 15, 2009 6:19 am

LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESENTATIONS

KARINE GRETH

Продолжение 22

КАРИКАТУРИСТ — ПРОФЕССИЯ?

Профессия карикатуриста одна из самых редких в мире. В России существует множество дизайнеров
и художников и очень мало настоящих карикатуристов. Достаточно пролистать редакторские
страницы русских журналов — их насчитается там около пятидесяти человек. Карикатуристов можно
разделить на три категории:
1. Карикатуристы живущие на доходы от своего ремесла — это как раз те 50 человек
2. Художники рисующие смешно, имеющие публикации — 200-500 человек
3. Художники рисующие, но не публикующие
ничего 1000 — 5000

Дмитрий Москин идет еще дальше. Он говорит, что в России всего 50 хороших карикатуристов,
из них 15 — очень хороших и 5 международно признаных. По мнению Златковского, среди тех.
Что живут за счет карикатуры можно выделить лучших исходя из двух критериев: идеи и техники рисунка.
Карикатуристы идея техника

Тюнин 100% 100%

Златковский 100% 100%

Богорад 100% 70%

Песков 100% 50%

Меринов 100% 50%

Нечаев 80% 70%

Бильжо 60% 20%

Буркин 50% 50%

Скрылев 50% 100%

Смирнов 50% 50%


Разделение здесь, конечно, субъективное, но даже если некоторые не согласятся
с местом каждого из десяти лучших, тем не менее все фамилии останутся в десятке.
Как становятся карикатуристами? В России нет учебного заведения, где учили
бы карикатуре. Как говорит Златковский: «Этому не учатся, точнее нельзя научить, потому как
в карикатуристе сочетаются четыре профессии — журналист, художник, режиссёр и философ,
а этому слишком сложно научить. Это божий дар». К этим четырём профессиям можно добавить
ещё одну — иллюзионист. И действительно, разве карикатурист не превращает, к примеру,
компас в балерину, клавиатуру рояля в домино или личинку бабочки в самолёт?
В России, в отличии от Италии, Ирана, США и Румынии нет школ, где учили бы мастерству
газетного рисунка. Может быть потому, что во всех перечисленных странах карикатура играет
скорее развлекательную роль или служит иллюстрацией, а, к примеру, философская экзистенциальная
карикатура существует только в России. Вот почему русские карикатуристы профессионалы
говорят, что для того, чтобы освоить это искусство нужно быть внутренне готовым, ощутить
сочетание трагического и смешного, чёрного юмора по-русски.
Было множество попыток создать
кружки карикатуры, для того, чтобы обучать молодёжь, но из сорока человек только четверо
сумели хоть как-то выделиться. Затея с кружками провалилась. В 1980 году редакция журнала «Крокодил»
основала уникальное в своём жанре учебное заведение «Лицей Крокодила». Из многих и многих
тысяч кандидатов удалось отобрать девяносто пять человек, которых и посадили за парты.
Занятия проходили непосредственно в редакции для московских студентов, а учащимся
из других городов высылали задания по почте. Лучших из них приглашали на стажировку
в Москву за счёт редакции. Впрочем, лицей просуществовал недолго. В 1986 году, в связи
с перестройкой, его двери закрылись.
Для карикатуриста Виктора Богорада это профессия без диплома, потому что научить чувству
юмора невозможно. Действительно карикатуристы становятся настоящими профессионалами
и знаменитостями не после получения диплома, (тем более, что в России такого и нет), а когда однажды
вдруг всего одним рисунком им удаётся отобразить целую тему.
Игорь Смирнов сравнивает карикатуриста с врачом, устанавливающим диагноз обществу.
Просто карикатуристам удаётся разглядеть то, что не видно обычным людям. Самое главное качество карикатуриста —
тонкая организация ума и наличие юмора в карикатурах. Карикатурист не может лечить,
как врач, но зато он может сказать, что произойдёт, если не будут приняты меры. Словно пророк он
предупреждает, чтобы не случилось худшего.

В редакциях обычно много дизайнеров, журналистов, переводчиков и как правило всего один карикатурист
— у него только один начальник — главный редактор.
Русская карикатура отличается
от всего, что можно себе вообразить в этой области. Великие современные русские карикатуристы
такие как М. Златковский, И. Смирнов и даже А. Бильжо (В. Богорад — исключение подтверждающее правило)
почти всегда серьезны и всегда с сигаретой. «Мы редко улыбаемся, наша работа требует профессионализма
и нам некогда смеяться» - пытается объяснить Игорь Смирнов.
У карикатуристов в основном и язык
не очень подвешен, нет ни харизмы, ни политического чутья и как любой ангажированный политик,
веселый карикатурист зрелище не частое, так как вся его жизнь — борьба.
Еще интересная деталь — большинство карикатуристов не заканчивали ни академии искусств,
ни какого другого учебного заведения связанного с рисованием. Обычно это бывшие инженеры,
архитекторы или врачи. Андрей Бильжо — психиатор, Виктор Богорад — радио-инженер,
Михаил Златковский — инженер-физик, Олег Теслер — инженер-железнодорожник,
Виктор Скрылев — архитектор и т.д.
Когда Богорада спросили не желание ли заработать больше, чем он получал будучи инженером
заставило его сменить профессию — он засмеялся и ответил, что в те времена, те кто устанавливал
цены на карикатуры тоже обладали чувством юмора, так как за рисунок платили 3.62 руб,
что соответствовало стоимости бутылки водки. Карикатуристы занимались этим из любви к искусству,
из потребности донести до народа скрываемую от него правду.

Златковский, впрочем, говорит, что карикатуристы клуба «12 стульев» никогда не зарабатывали
на жизнь только карикатурой. Лишь те, кто работали на советскую пропаганду, могли себе позволить
заниматься только карикатурой. На самом деле и сегодня не все карикатуристы зарабатывают
на жизнь рисованием. Лишь двое В. Богорад и В.Песков ничем больше не занимаются — они работают больше
на количество, чем на качество (Песков к примеру в 2001 году отметил свою 50 000-ную карикатуру!)
делая много в самой простой технике. Что касается Богорада - он работает сразу для нескольких журналов
и тоже в не особо сложной манере.
Трудно ли быть сегодня карикатуристом в России? Наверное да, так как времена теперь
наступили непростые. Очень немногие молодые художники решаются посвятить себя этой профессии.
Они больше ориентированы на рекламу — более перспективное и менее опасное занятие.
И все-таки с открытием в 2002 году Российской академии искусств впереди забрезжил лучик надежды.
Карикатурист 21 века не обязательно иллюстратор чужих идей, как это было в советском прошлом,
он сам мыслитель, выражающий свою точку зрения на происходящее через свои рисунки.


Будущее карикатуры


В настоящее время русская карикатура переживает достаточно непростой период. С 1993 года,
а особенно с момента прихода Путина политическая карикатура — редкость. Она стала беззубой.
Она вышла из диалектики эпохи Маяковского, Ефимова, Мура, когда рисунок не заставлял задумываться,
а прямо показывал что нужно делать. Ничего не осталось и от карикатуры сопротивления этой
по выражению Златковского фиги в кармане, ни от карикатуры перестройки агрессивной и безжалостной.
Сам Златковский видит в сегодняшней карикатуре «скорее субъективное отражение реальности,
чем форму протеста — нет, протест, конечно, присутствует, но не в той степени, как это было в 70 — 80-е годы,
когда власть рассматривала наши рисунки, как антисоветские».
Юридические рогатки и развитие средств художественного выражения привели к тому,
что с начала 70-х художники перестали прямо выкладывать свои мысли читателю, но давали повод
к размышлению (тенденция сохранилась даже во времена перестройки этих пяти или
шести лет настоящей карикатуры). Таким образом, рисунок стал не только журналистским посланием,
или мыслью — он порой сбивает с толку. Конечно, он вызывает улыбку, но улыбку грустную, причем,
в том случае, если читатель дал себе труд задуматься. С одной стороны такой подход заслуживает
всяческих похвал — читатель может сам привнести что-то свое в восприятие рисунка, но с другой стороны,
возникает вопрос, не ставит ли «философская» карикатура под сомнение смысл существования
политической карикатуры, как таковой, потому как имеет тяготение к абстрактному, и первейшая задача
карикатуры — достучаться до самой широкой публики таким образом теряется. К тому же философская обертка
делает такую карикатуру более нейтральной. Если взглянуть на историю карикатуры — лучшие рисунки
те, что защищали позицию и прорывались сквозь цензуру.
На самом деле расцвет карикатуры, по-видимому, был возможен в 90-х. Но он не состоялся из-за нехватки
средств, хотя победа правительства Бориса Ельцина и вызвала появление свободной прессы.
Кризис 17 августа 1998 года еще больше затормозил этот процесс. Очень многие издания тогда исчезли,
а те, что выжили — заметно сократили место для рисунка. Если представить развитие политической
карикатуры выразить в виде графика то мы увидим функцию соотношения власти,
экономической ситуации и публикаций карикатур.
На сегодня российская пресса почти не использует карикатуру. Некоторые большие ежедневные
издания, такие как «Коммерсант», «Литературная Газета», или «Смена», имеют своих постоянных
карикатуристов. Но они больше рисуют на темы быта, смеясь над издержками человеческого поведения,
а российская политическая жизнь остается в стороне.
В «Коммерсанте», например, невозможно найти ни одного рисунка связанного с войной в Ираке.
Можно констатировать, что в газетах сейчас печатается в два раза меньше карикатур, чем два года назад.
«Коммерсант» публикует пару карикатур — Тюнина и Бильжо на центральных страницах каждого номера.
«Литературная Газета» предпочитает теперь печатать фотографии, а не рисунки, хотя клуб
«Двенадцать стульев» всё ещё на шестнадцатой странице.
«Известия» публиковавшие в девяносто шестом карикатуры на первой полосе, в две тысячи третьем
не публикуют практически ничего, за исключением трёх или четырёх картинок Ёлкина почти за полгода
— хотя одна из них всё-таки посвящена войне в Ираке. Почти повсеместно одни фотографии
и текст, как будто русский народ теперь боится смеяться на политические темы.
А между тем, как подчёркивал Песков: «Любой сюжет на злобу дня может превратиться в карикатуру —
от смешной драки в думе, до трагедии, наводнения или катастрофы Курска. Юмор может быть одной из
форм сочувствия». Но в сегодняшней России мало людей это понимают, более того
для политиков любой рисунок с их изображением означает, что кто-то настраивает граждан против него,
в то время как рисунок может иметь чисто информативный характер.
Внутренняя цензура стала даже
сильнее, внешней. Ведётся целая политика давления на карикатуристов, чтобы заставить
их следовать патриотической линии, избранной политической верхушкой. Однако даже если
карикатуристам и удаётся устоять, свобода слова теперь напрямую зависит от свободы финансовой и
от законов рынка, вынуждающих рисовать в основном то, что можно продать.
Сейчас многие говорят, будто бы в России потеряли интерес к сатирическому жанру. На самом же деле
в русском обществе больше не различают на «плохих» и «хороших». Прежняя символика исчезает и это
ощущается в новых темах: очень много карикатур посвящено изображению правосудия,
в виде богини Фемиды, часто используются сюжеты басен (в основном, ворона и лисица).
Последние два или три года карикатура всё больше обращается к темам повседневной жизни, к быту.
И это уже не имеет политического подтекста, как когда-то: финансы, налоги, отношения между
мужчинами и женщинами, новые технологии, алкоголизм, наркотики и терроризм.
Природа карикатуры XXI века двояка, она философична или анекдотична, в зависимости
от возможности карикатуристов. Она вышла из идеологии советского времени, но не надо замыкаться
в стереотипах — пропаганда затуманивания мозгов больше не актуальна. Современные карикатуристы
имеют одну общую черту: каждым своим рисунком, они как бы задают вопрос — вот вам ситуация,
что вы об этом думаете? Сегодня можно увидеть колкую политическую карикатуру только
в «Ст.ПетербургТаймс» и «МоскоуТаймс», которые, обратите внимание, распостраняются бесплатно,
издаются на английском языке, а значит, читают их в основном иностранцы. Можно ли мечтать о таком дне,
когда карикатурист, как это уже было в Турции, станет советником русского президента?
В политической борьбе нет запрещённых ударов. Как говорил один известный французский политик:
«Неважно, хорошо или плохо обо мне говорят, главное что говорят, и это доказывает, что я существую».
Поймут ли когда-нибудь русские политики, что в этом смысле карикатура не обязательно вредит
их имиджу, а скорее наоборот...
Продолжение следует.
Аватара пользователя
Виктор Богорад
 
Сообщения: 5421
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:47 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение ales » Вс мар 15, 2009 6:28 am

простите, а кто этот человек?
Нечаев 80% 70%
Аватара пользователя
ales
 
Сообщения: 2080
Зарегистрирован: Пн сен 04, 2006 10:42 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Виктор Богорад » Вс мар 15, 2009 7:18 am

Я не знаю. Может в курсе М.Златковский? :shock:
Аватара пользователя
Виктор Богорад
 
Сообщения: 5421
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:47 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Sergei Tunin » Вс мар 15, 2009 2:19 pm

Любопытный анализ, только ответа на вопрос, почему практически пропала политкарикатура не уразумел.
И сам не понимаю, хотя во всём мире она никуда не делась.
Может быть только ещё в Белоруси тоже вмерла, но я не в курсе...
А может быть это и прекрасно, что её нет, а то наши власти такого
назаказывали бы типа бурят с эвенками...
Аватара пользователя
Sergei Tunin
 
Сообщения: 8662
Зарегистрирован: Вс сен 03, 2006 9:00 pm

Сообщение zlatkovsky » Ср мар 18, 2009 3:28 pm

Виктор Богорад писал(а): По мнению Михаила Златковского своим провалом «Крокодил» прежде всего обязан низкому
художественному качеству и тому, что читатель стал менее восприимчив к политической
карикатуре. М. Златковский упрекает «Крокодил» по нескольким причинам:
1. До 1990 года это был советский журнал, где не жаловали авторов философской карикатуры.
Редакция делала все, чтобы унизить новых художников, не давая им принимать участие в конкурсах,
или закрывая дорогу в Союз художников. Помня о том, что «Крокодил» был острием
коммунистической пропаганды, о давлении редакции на авторов, многие художники, даже после
падения Советов не хотели работать с изданием, которое оставалось в памяти советским, не смотря
на внешне искренние попытки заняться настоящей политической карикатурой. Отсутствие новых
карикатуристов и не позволило Крокодилу обрести вторую жизнь.
2. В «Крокодиле» подписывались
исключительно эксклюзивные контракты, что закрывало для журнала всякую возможность сотрудничать
с лучшими карикатуристами, у которых уже был договор с другими изданиями. В «Крокодиле» работали
люди старой школы.
3. Владимир Мочалов главный редактор «Крокодила» с 1999 года слишком высоко себя ценил
и никогда не прислушивался к чужому мнению, что отпугивало художников и ускорило фиаско.
4. В журнале не было постоянного заработка — вам платили за каждый опубликованный рисунок.



К сожалению, после многих бесед и консультаций с Кариной Грет, у меня не было возможности отредактировать, исправить оплошности и ошибки ее французскоготекста.
Поэтому в очень важную работу вкрались ошибки, описки, неточности, а то и нелепости.
Например по этому куску:
2. Ни о каких экскл. контрактах я слова не говорил.
3. Ничего такого о Мочалове я не говорил и даже не мыслил.
4. Я ничего не знаю о "постоянном заработке" в Крокодиле.

Скорее всего, автор нашел эти сведения в не очень компетентных источника.

Много неточностей и в куске обо мне самом, любимом.

Но!
"Все остается людям".
Теперь историю росс. карикатуры будут изучать по Карине Грет.
всем привет!
Аватара пользователя
zlatkovsky
 
Сообщения: 2973
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 2:59 am
Откуда: russia

Сообщение Виктор Богорад » Чт апр 16, 2009 12:18 pm

LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESENTATIONS

KARINE GRETH

Продолжение 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цензура, как внешняя, так и внутренняя всегда сопровождала карикатуры, она была своего рода
«мифическим драконом» рисунков. Благодаря ей карикатура живёт, меняется, развивается, заставляет думать.
Она толкает художника на поиск новых форм, заставляет его отодвигать как можно дальше
границу допустимого, которую он определяет сам, в конце концов, она является гарантом равновесия
между формой и содержанием. Русские карикатуристы XX века пережили периоды и свободы,
и запретов, служа, в зависимости от эпохи, кто власти, кто идеологии, кто простому народу, кто революции.
В истории русской карикатуры XX века можно различить четыре больших периода:
революционная карикатура 1905 года,
официальная, на службе социализма начиная с 1917,
карикатура новой волны, с конца 60-ых, и, наконец,
карикатура, живущая по законам рынка
после развала СССР с 1991 по наши дни.
Несмотря на цензуру или благодаря ей, карикатура сохранила свою силу и всегда выполняла
свою миссию — заставлять читателя реагировать и выбирать свой лагерь.
До самого конца 60-ых, карикатура пропаганды во главе с мастерами этого жанра, Кукрыниксами,
Ефимовым и Мором была страшным оружием режима, позволявшим обрабатывать сознание масс в свою пользу.
Цензура была очень активна в эту эпоху, в контексте общей цели построения социализма.
Карикатуристы «новой волны», в конце 60-ых принесли новую форму рисунка: философскую карикатуру.
Сюжеты были часто трагичны, но это был глоток воздуха для народа. Этот новый вид юмора, соединяющий
комическое и трагическое заставлял читателей задуматься. В 70-ых годах эти рисунки имели такое влияние,
что люди, допустим, невинно подвергшиеся каким-либо административным или уголовным взысканиям
писали жалобы, не кому-нибудь,
а авторам этих карикатур.
С началом перестройки появляется настоящая политическая карикатура, персонажами
которой становятся советские руководители. Идеология постепенно отступает, сеть страха
опутывавшая страну во времена коммунистического режима перестаёт существовать. В 1989-1990 г.г.,
с отменой статьи за антисоветскую пропаганду и отменой цензуры в прессе и в других средствах
массовой информации, появляется множество газет, журналов, радио-телепередач, карикатур,
жёстко критикующих советскую власть. В начале 90-ых критика нового политического класса была
не столь колкой, так как люди ещё не понимали с чем имели дело, а прежние ориентиры были потеряны.
Золотым веком русской прессы называют период первой волны приватизации средств массовой
информации, теперь всё возможно, независимые издания расходятся большими тиражами, высмеивая
посредством карикатур всё тот же старый режим. Однако на это же время приходится первый кризис
связанный с экономическими трудностями, который значительно замедлил развитие свободной прессы.
После 1993 года наступает некая растерянность. А благами рыночной экономики пользуется очень
незначительная часть населения. Люди не особо понимают, что вокруг происходит — это видно
и по карикатуре. После кризиса августа 1998 года, карикатуристы первыми почувствуют на себе
сокращение количества журналов и газет.
С приходом к власти Владимира Путина наблюдается некоторое ограничение свободы печати.
Мнение общества по поводу деятельности нового президента разделилось — одни видели в нём
человека способного вытащить страну из хаоса, а потому они принимали его методы и решения,
боясь критиковать власть строящую Великую Россию. Другие же видели в нём царя вышедшего
из КГБ и полагали, что это человек «из сталинских времён», строящий республику с тоталитарным
президентским правлением.
Россия, впрочем, не единственная страна жёстко охраняющая свои интересы: в Соединённых Штатах
после события 11 сентября 2001 года, тоже была ограничена свобода слова. Множество журналистов
были отстранены от работы за антиамериканские настроения, всего лишь, высказав по поводу войны
в Ираке несогласие с американским правительством. Некоторые ушли сами, желая сохранить за собой право
выбирать тон и выражения в своих высказываниях, как, например, знаменитый карикатурист Арт Шпигельман.
Единственная разница с Россией заключается в том, что давление, оказываемое на журналистов,
чтобы те следовали патриотической линии, одобряется семьюдесятью процентами населения США .
Итак, на сегодня можно заключить — несмотря на перестройку, карикатура и весь сатирический жанр
находятся сейчас в тупике. Философская карикатура никуда не делась, к ней продолжают прислушиваться,
её продолжают ценить, так как она обращается в глубину и выполнена на очень высоком
техническом и художественном уровне. Но мало-помалу она уступает место простой иллюстрации.
С приходом новых карикатуристов, к концу 60-ых годов, был совершён переход от карикатуры
реалистичной, например, «Крокодил», к карикатуре сюрреалистической, которая
стала настоящим монументом изобразительного искусства, вытаскивающим наружу
глубинные болячки общества с помощью рисунка. Вернётся ли карикатура к реалистичной
форме подобной шуточным рисункам, снабжённым пояснительным текстом, которые сейчас очень
распространены в Европе и Соединённых Штатах. Ещё рано делать прогнозы. Единственное что можно сказать
с уверенностью, сегодня нет особой потребности в политической карикатуре. И все это потому,
что карикатура занимается больше внешней стороной, и не трогает политическую идею.

КОНЕЦ
Аватара пользователя
Виктор Богорад
 
Сообщения: 5421
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:47 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Виктор Богорад » Чт апр 16, 2009 12:20 pm

Огромное спасибо Сергею Айнутдинову за его титанический
труд по переводу данной диссертации.
:!:
Аватара пользователя
Виктор Богорад
 
Сообщения: 5421
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:47 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Sergei Tunin » Чт апр 16, 2009 2:23 pm

Неужто Серёжа сам осилил этот титанический труд?
Подозреваю, что это сделала девушка, пока Серёжа был в ванной.
Аватара пользователя
Sergei Tunin
 
Сообщения: 8662
Зарегистрирован: Вс сен 03, 2006 9:00 pm

Сообщение Виктор Богорад » Чт апр 16, 2009 2:29 pm

Подозреваю, что не сам.
Но организовал перевод только он :D
Аватара пользователя
Виктор Богорад
 
Сообщения: 5421
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:47 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Sergei Tunin » Чт апр 16, 2009 2:31 pm

Это тоже надо уметь! В любом случае это весьма полезная информация, с которой можно работать...
Такого обобщения никто раньше не делал, хотя и следовало бы...
Последующим аналитикам будет легче. Подправлять всегда проще.
Аватара пользователя
Sergei Tunin
 
Сообщения: 8662
Зарегистрирован: Вс сен 03, 2006 9:00 pm

Пред.След.

Вернуться в Искусство карикатуры

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4