Виктор Богорад » Вс дек 07, 2008 12:14 pm
Продолжение 8
ВТОРАЯ ЧАСТЬ
ОТ СССР К РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Новая советская карикатура.
Клуб 12 стульев
После смерти Сталина культ личности отца народов был развенчан. Вождя обвинили в том, что он насадил в стране тоталитарный режим.
Так в эпоху Н.С. Хрущева начались некоторые послабления в области искусств, о чем говорят работы представленные
в декабре 1962 года на художественной выставке в Манеже.
Собственно послабления эти стали особенно заметны при Брежневе с появлением выставок независимых художников,
и публикаций ничем не напоминавших обычные пропагандистские шаблоны.
В этой обстановке, происходит и маленькая революция в мире советской прессы: в январе 1967 года
на 16 странице «Литературной Газеты» создается новая рубрика — «12 стульев».
Этот клуб имел огромное значение для карикатуры, так как предлагал новые и смелые для того времени темы.
В первом январском номере за 1967 год на знаменитой шестнадцатой полосе можно было прочесть:
«Мы хотим разнообразить репертуар нашего клуба, а потому мы предлагаем вам публиковать вещи не только смешные, но и иронично-умные.
Участник клуба 12 стульев должен принадлежать к одной из двух категорий — либо быть членом союза писателей (художников)
либо не быть членом ни того ни другого.
Все другие кандидатуры даже не рассматриваются».
Клуб «12 стульев» становится столь популярным, что его именуют просто шестнадцатой полосой «Литературки»,
которая была самой читаемой страницей газеты выпускаемой тиражом в шесть миллионов экземпляров!
Любой нормальный человек начинал чтение «ЛГ» с последней страницы — то есть с 16-ой полосы.
Там можно было найти не только карикатуры, но и анекдоты и забавные рассказики.
Эта новая страница научила страну смеяться по-новому, позабыв о тяжелом прошлом и нелегком настоящем.
Вот почему клуб «12 стульев» играет важную роль в развитии карикатуры в Советскую эпоху.
Клуб этот появился на свет благодаря решению ЦК КПСС об обновлении газеты.
С этого момента редакции «Литературки» разрешается публиковать тексты и рисунки намного более колкие,
чем когда-либо раньше.
Самое поразительное в этой истории — что такое разрешение было дано лишь одному изданию,
так как газета была адресована к интеллигенции,
а руководство страны начало понимать необходимость отдушины для этой категории читателей
(до 1967 года «Литерурная газета» была печатным органом Союза писателей).
Основным принципом клуба было создание юмора отличного от всех других:
здесь нужно было задуматься, найти разгадку, юмор здесь был ассоциативным, парадоксальным, ироничным и частенько черным.
В общем, он был абсолютно не похож на юмор в стиле рубрики «улыбка художника» газеты «Правда» или «Известий», где публиковались сезонные шутки
— экзаменационная сессия,
сбор грибов, зимние виды спорта и т д. Одной из целей было не повторять «Крокодил».
С первых же номеров «12 стульев» становится ясно, что по уровню клуб оставил далеко позади даже «Крокодил»,
продолжавший выполнять функции советского пропагандиста.
Быть опубликованным на 16-й полосе было почетней чем в «Крокодиле».
Авторов было не много и, в начале, клуб объединял лишь несколько художников презиравших прислужников коммунизма.
Самыми известными из этих художников были — Виталий Песков, Игорь Макаров, Варгич Бахчанян и Владимир Иванов.
Позже к ним присоединились другие — Михаил Златковский, Сергей Тюнин, Игорь Смирнов, Василий Дубов,
часто публиковавшиеся в рубрике «чудаки».
В 1982 году в серии мастера советской карикатуры издательство Советский художник выпустило альбом «Художники клуба 12 стульев»,
где было собрано все, что появлялась с 1977 года в маленьких сборниках «Юмор молодых» и «Без слов».
Альбом был выпущен благодаря главному редактору издательства, взявшего на себя смелость убедить
вышестоящих начальников в необходимости опубликовать рисунки этих карикатуристов нового поколения.
На самом деле ему пришлось в одиночку сразиться с огромной пропагандистской машиной.
И этот успех зажег лучик надежды относительно будущего карикатуры, так как впервые за всю
историю страны молодые карикатуристы оказались опубликованы вместе, не смотря на то, что некоторые
из этих рисунков и были подвергнуты цензуре — Советский Союз все-таки.
Между тем в середине 80-х ветер перемен начинал ощущаться все явственнее и клуб «12 стульев» постепенно теряет первенство.
Теперь публиковать рисунки можно везде, даже в «Крокодиле» и интерес к 16-ой полосе ослабевает.
Качество публикаций тоже падает — многие прежние авторы клуба уходят в поисках иных горизонтов,
а новые, в общем, неплохие художники работают сразу на несколько изданий.
Итак, с 1968 по 1988 гг. клуб «12 стульев» был единственным местом, где можно было найти настоящую карикатуру.
Карикатуристы официальной прессы не любили клуб и всякий раз когда предоставлялась возможность пытались его закрыть.
К счастью угроза не имела никаких последствий — «12 стульев» продолжал публиковать работы своих карикатуристов.
ВЛИЯНИЕ ФРАНЦУЗКОЙ КАРИКАТУРЫ
НА СОВЕТСКУЮ КАРИКАТУРУ НОВОЙ ВОЛНЫ.
Может показаться странным, но французская карикатура, на первый взгляд не столь сильная как советская,
оказала огромное влияние на последнюю.
Влияние это, впрочем, достигло своего апогея к концу 60-х, а потому на нем стоит немного задержать наше внимание.
В то время естественно французские газеты и журналы не распространялись на территории СССР и,
конечно же, их было не возможно получить по почте.
Советские карикатуристы не имели доступа ни к «Шарли Эбдо», ни к «Сатирикс»,
не могли пролистать итальянский журнал «ООО», или английский «Панч», и даже югославские «Еж» и «Остен»
(в Югославии по советским меркам была слишком большая свобода слова).
В Советском Союзе могли публиковаться только те западные карикатуристы,
что не представляли угрозы для политического строя такие как Бидструп, Харрингтон и Эффель.
Единственными зарубежными изданиями доступными для советского человека были «Стршел» (Болгария),
«Людаш Мати» (Венгрия), «Уленшпигель» (ГДР), «Дикообраз» (Чехословакия) и «Шпильки» (Польша).
То есть ни одного журнала с настоящей западной карикатурой.
Из всех этих зарубежных изданий только «Шпильки» было по-настоящему интересным с точки зрения развития новых идей в карикатуре.
Начиная с 1965 года на предпоследней странице «Шпилек» появилась рубрика «Зарубежный юмор»,
где регулярно публиковались работы Боска, Шабля, Семпе, Анри.
Эти французы были единственными иностранцами фигурировавшими в этой рубрике.
Это объясняется тем, что поляки испытывали особую любовь к Франции
(в Польше долгое время знать и разночинцы говорили по-французски)
и в течение почти 200 лет напрасно ждали, что эта страна освободит их от владычества Германии и России
— последнюю они ненавидели особой ненавистью, как страну принесшую к ним крепостное право.
Почему этот журнал не запретили не только в Польше,
но и в Советском Союзе остается загадкой.
Таким образом, именно поляки первые привлекли внимание советских карикатуристов
к этой странной экзистенциалистской карикатуре французских художников.
По отношению к советской карикатуре той поры, здесь мы имели дело с интуитивным философским рисунком,
близким по настроению и технике явлению, которое назвали позже советской карикатурой новой волны,
когда изображение не привязано напрямую ни к какому событию,
но оно запросто вписывается во время.
Советские карикатуристы новой волны увидели во французских собратьях своих единомышленников
и товарищей по борьбе против власти и это несмотря на границы, разделявшие обе страны.
Художнику достаточно было лишь раз увидеть несколько рисунков в «Шпильках»,
чтобы понять всю необыкновенную силу таланта французских карикатуристов.
Кроме того, через множество посредников русским художникам удалось достать и увидеть еще два сборника
— специальное приложение к югославскому журналу «Политика» 1972 года
и один экземпляр французского журнала «Опус Интернациональ».
Эти два издания были примечательны тем, что в них публиковались обозрения зарубежных клубов.
Они задали тон новой карикатуре в мировом масштабе.
Также благодаря французским друзьям франко-русских переводчиков у Михаила Златковского
оказались в руках первые пятнадцать номеров французского журнала «Сатирикс»,
где каждому автору посвящалась отдельная страница.
По всей видимости, М. Златковский показал всем членам 12 стульев свое сокровище,
познакомив их таким образом с творчеством многих французских карикатуристов (Тетсю, Сеннеп, Барбе, Син, Серр, Гурмелен, Фезан).
Это был настоящий культурный переворот произведённый французскими карикатурисами в России.
Его можно сравнить с событиями в Праге настолько огромное влияние он оказал на умы.
Именно тогда и родилась новая русская карикатура.
Она вроде бы была вне времени и абсолютно аполитична, в смысле того, что она никогда не критиковала советскую власть
— она критиковала диктатуру вообще.
Её целью было выявить внутренний процесс глубоких изменений в обществе,
а так же обозначить место человека в обществе,
где каждая личность должна быть оценена по достоинству и получит полную свободу волеизъявления.
Эта новая карикатура в условиях определенной политической системы
не поощрявшей индивидуализм была вещью совершенно революционной.
Для достижения своих целей новые карикатуристы начнут использовать универсальные, вселенские символы
и персонажи не принадлежащие ни к какой конкретно культуре.
Как говорил Михаил Златковский: «Именно благодаря этому новому измерению, в которое мы поместили Человека,
нам смогли открыться новые перспективы и горизонты, и в первый раз в истории советской карикатуры
мы смогли рассказать о месте этого самого Человека во вселенной».
«Первыми официальными отцами» новой карикатуры являются Олег Теслер,
начавший рисовать карикатуры без подписи не пропагандистской направленности
(он публиковался с тысяча девятьсот шестьдесят второго года на последней странице журнала «Смена» -
он стал её главным художником в тысяча девятьсот шестьдесят четвёртом),
и Андрей Некрасов, настоящий бурный расцвет которого
приходится на тысяча девятьсот шестьдесят седьмой, шестьдесят восьмой годы
Продолжение следует.