Статья Марата Валиахметова "ПЛАГИАТ И ПОВТОР В КАРИКАТУРЕ"

Совпадение и заимствование идей, композиции, элементов рисунка. Случаи откровенного плагиата. Обсуждение "неписанных правил" в этом вопросе.

Модераторы: Andrey Feldshteyn, Administrator

Статья Марата Валиахметова "ПЛАГИАТ И ПОВТОР В КАРИКАТУРЕ"

Сообщение Василий Александров » Пт июн 09, 2017 5:21 pm

По просьбе Марата публикую его статью

ПЛАГИАТ И ПОВТОР В КАРИКАТУРЕ
(попытка классификации)

Плагиат (от лат. plagio — похищаю), вид нарушения прав автора или изобретателя. Состоит в незаконном использовании под своим именем чужого произведения (научного, литературного, музыкального) или изобретения, рационализаторского предложения (полностью или частично) без указания источника заимствования.
"БСЭ"




«Плагиат в чистом виде»

Самая откровенная форма плагиата в карикатуре – это прямое копирование рисунка и, если есть, текста к нему, с сохранением композиции и манеры автора.
В связи с огромным количеством доступного материала в прессе, Интернете и в сборниках карикатуры – несложно выкрасть малоизвестную работу и пристроить ее в печать, а то и на конкурс под своим именем. Известны случаи, когда подобные клоны даже получали приличные призы на международных конкурсах.

«Не прямой», но все же откровенный плагиат заключается в том, что рисунок, не похожий по манере и композиции на первоисточник, ворует тему (сюжет) карикатуры, повторяет ее гэг и юмористическое содержание. Такого плагиатора трудно поймать за руку, поскольку доказать, что это не случайный повтор (о чем будет сказано ниже), практически невозможно. Может быть, только по некоторым признакам, которые могут уловить только специалисты.


Есть некий подвид плагиата, который я бы назвал –

«Плагиат по необходимости»

Художник – сотрудник ежедневной газеты, вынужден и просто не может обойтись без заимствования идей, гэгов своих коллег, в силу того, что есть необходимость «на гора» выдавать по несколько карикатур к публикуемым статьям ежедневно.
Здесь прямого плагиата как бы нет, но многие карикатуристы узнают в этих работах свои гэг-ходы, придумки и прочие находки.
Как правило, эти авторы самодостаточны, они не общаются с коллегами по цеху, не участвуют в коллективных выставках, всячески избегают любых контактов с «братьями по разуму», выбирая свое финансовое благополучие против совести.


Есть еще вариант плагиата, который вполне простителен, хоть и досаден авторам, себя уважающим -

«Плагиат идеи»

В карикатуре идея, «придумка», гэг - являются главной составляющей, предметом гордости автора и главным образом именно это оценивается коллегами и любителями жанра. Умеючи, этим легко воспользоваться, приватизировав чужую идею, отрисовав ее в другой манере, в другой композиции и используя другие персонажи,
что, заметим, не есть хорошо. Невзначай оказываются плагиаторами нерачительные карикатуристы.


Уличить такого автора в плагиате тоже сложно, поскольку существует еще один феномен, который я назвал бы -

«Плагиат поневоле»

«Голова не мусорный ящик», - как говаривал мой приятель, когда забывал что-нибудь.
Невозможно удержать в памяти десятки тысяч виденных работ, созданных до тебя другими авторами, что-то когда-то запало в память и через несколько лет всплыло, как собственная идея и хорошо подвязалось к современной ситуации, происходящей в социуме.
И самое смешное в этом, что услужливая память подсказывает, как правило, ту же композицию, и поди доказывай, что «ты не верблюд».
Избежать этого можно лишь одним способом: хорошенько подумать - могла ли быть такая работа раньше? Это не очень сложно при одном условии, что ты неглуп, образован и эрудирован.
Что, замечу не у всех «остроумцев», к моему удивлению наблюдается, но и здесь главное разбудить в себе цензора.


Теперь о самой безобидной форме как бы и не плагиата вовсе, которая называется -

«Повтор»

Отличить повтор от плагиата довольно трудно. По наитию и некоторым признакам можно поверить автору, что он не украл, а просто та же идея, которая, как известно, «носится в воздухе», пришла в голову нескольким авторам одновременно. Таким образом, в разных изданиях в одно или разное время появляются карикатуры-близнецы, отличающиеся, впрочем, индивидуальной манерой рисования и композицией. В этих случаях принято присваивать авторство более ранней публикации работы или, что нередко бывает, идея закрепляется за более маститым и профессиональным карикатуристом. И ничего тут не попишешь.

Занимаясь отбором карикатур, присылаемых в «Комсомольскую Правду», иной раз находил среди массы любительских неумело нарисованных рисунков воистину гениальные идеи. Было жаль возвращать их автору с отказом в публикации, но печатать эту немощную в исполнении работу было совершенно невозможно. Невольно вспоминается «Крокодил» с его правильным решением - хорошие темы передавать для исполнения мастерам пера.

Надо вспомнить Валентина Розанцева, который говаривал, что если ты обладаешь оригинальным собственным мышлением, то никогда и никого не повторишь.

И наконец, в карикатуре частенько появляются рисунки, которые по недоумию, не только любители, но и иные профессионалы, принимают, в лучшем случае за повтор, а в худшем - за плагиат. Это рисунки, которые добивают тему, прозвучавшую в определенный период – ставят жирную точку на теме, которая находится на излете. Карикатура, тоже подвержена моде, если за моду в ней принять горячие темы, возникающие в определенный период времени. То интересны пираты, а то вдруг книги и это как поветрие по всему миру. Так вот, даже сотый рисунок на эту «ветреную» тему очередного автора, который нашел новый поворот в теме, не является ни повтором, ни тем более плагиатом!


Марат Валиахметов
Аватара пользователя
Василий Александров
Moderator
 
Сообщения: 15530
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 4:16 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Статья Марата Валиахметова "ПЛАГИАТ И ПОВТОР В КАРИКАТУР

Сообщение Юрий Акопян » Сб июн 10, 2017 6:30 am

В основе каждого анекдота лежит индивидуальная острота (шутка, гэг, бон-
мо). Передаваемая из уст в уста, она обрастает "мясом" деталей, встраивается в определенный сюжет, обретает персонажей, иначе говоря, проходит стадии сочинения, обработки и редактуры. В зависимости от социальной и профессиональной среды, в которой происходит обработка, существуют варианты (вариации) анекдотов, отличающиеся стилем, тоном, деталями и структурой. Проследить такие вариации, их формирование, стало возможным в эпоху интернета, когда анекдоты почти сразу письменно фиксируются.
Иногда остроты не теряют авторства, такие авторские бон-мо собирают в сборники исторических анекдотов. Но и в таком случае они порой не избегают искусов фольклоризации. Нередко то или иное выражение приписывается разным историческим людям, а если авторство не вызывает сомнения, то могут быть сомнительны детали и обстоятельства того или иного случая, вплоть до: то ли он сказал, то ли ему. Тут действуют особые принципы сгущения; X-у приписывают остроту Y и Z потому что X слывет остроумцем, а Z и Y нет. То же самое в случае учета тематических аспектов истории, когда лошадником, бретером, бабником итд слывет этот, а не тот...
Фольклоризацию, как метод, использовал Сергей Довлатов в своих "Соло на ундервуде". То есть сознательно искажал, подгонял, приукрашивал, преувеличивал, подменял итд, итп, строго говоря, не ради той или иной Правды, а ради красного словца, ради шутки, в аспекте которой правда сомнительна, а выдумка близка к истине. При этом, как ни парадоксально, шутки, в основном, были не его, они были подслушаны и услышаны, причем их авторы в дальнейшем и впоследствии не опровергали свое авторство, скорее отрицали само событие, или свое участие в нем. Как правило.
Если тебе трудно превзойти Фу Си, ты можешь по крайней мере стать товарищем Цзи Кана и Жуань Цзи.

Лягушка хоть и прыгуча, а из корзины не выпрыгнет.
Аватара пользователя
Юрий Акопян
 
Сообщения: 12910
Зарегистрирован: Пт фев 23, 2007 5:36 pm
Откуда: Москва


Вернуться в Совпадения и повторы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7