альбом Юрия Погорелова

Читальный зал клуба, где можно поговорить об интересных книгах, фильмах, полистать старые журналы.

Модератор: Andrey Feldshteyn

альбом Юрия Погорелова

Сообщение zlatkovsky » Пт июл 18, 2014 3:34 am

В издательстве Universidade do Porto выходит книга-альбом Юрия Погорелова с 190 цветными рисунками. Для вступления написаны статьи:

Юрия Акопяна

Погорелов
Сначала рисунки появились в сети анонимно, безымянным графическим фольклором, подборки, кочующие по блогам восторженных открывателей. Потом всплыло имя, кто-то узнал их. Затем объявился и сам автор, физик из Киева, ныне живущий и работающий в Лиссабоне, рисование не забросивший и, благодаря интернету, неимоверно расширивший аудиторию. То, что в принципе существовало для развлечения узкого круга знакомых -
«Эта аудитория возникала среди моих друзей, начиная, возможно с 10 класса, когда это был один единственный Валера, с которым мы фантазировали до упаду. Потом кружок однокурсников, потом друзья по жизни - в общем, все, кто распознавал (как рыбак рыбака) смысл и откликался. Однако, по-моему, мало кто из них сам рисовал. Сейчас откликаются люди в интернете на моём блоге, хотя наверное не совсем так, как в 70-е. Интересно, что на русскую игру слов отреагировал даже один американский приятель моего сына. В общем, все, кому интересно.»
оказалось интересным для многих, в том числе и для профессионалов, хотя и породило в их среде дискуссии с разноречивыми оценками и полярными реакциями, от восхищения до полного неприятия. Как энтузиазм, так и отторжение порождены были, во-первых, необычным «винтажным», соцреалистическим по эстетике, стилем рисования, а во-вторых, неким «эзотерическим» способом шутить, особой иронией «для своих», для посвященных в систему авторских намеков, экивоков, околичностей, аллюзий, реминисценций и, даже, «инсинуаций», если дело касается конкретных исторических персонажей. И то и другое далекое от стандартов карикатурного мейнстрима, с его специальным карикатурным рисованием и опорой на гэг, то есть на трюк, очевидным образом переворачивающим некую задаваемую привычную ситуацию.
Два рисунка, может быть не выбивающиеся из ряда, но вполне показательные для творчества Погорелова.
«Песня», 2009 г.
Привычный, как пиво Жигули", как спичечный коробок фабрики "Гигант", болотноцветный грузовичок, в свернутой перспективе, как в кадре, снятом телевиком, бодро подпрыгивает на ухабах, несясь по бездорожью полупустыни (что будет полной, наконец), перекатывается бочка в кузове, лязгают лопаты, или что там в руках пассажиров, прочее содержимое, гданькают, брякают, дергаясь на металлических сочленениях, борта, бабоньки поют, тянут ноту, трехтонка ухает на буераках, внося произвольный ритм в песню: ля-ля-ляааа-бух-бух-ааа-ббух-ляа... А поют они так: «Красавица ты наша, полупустыня матушка».
Песня очевидно пародийная фольклорная вариация самого Погорелова. Следует добавить, что спародирована фольклорность поддельная, так как в исконной не может быть чисто кабинетного составного географического термина. Подобный, идеологически инспирированный «советский фольклор», воспевающий как трудовой энтузиазм, так и военный героизм, широко тиражировался в сталинскую эпоху и был одной из характерных черт времени. Эта, как бы неподдельная задушевность поддельного и есть иронический стержень, на которой держится смысл в общем-то незатейливой картинки из жизни, убогой и бесцветной.
«Вечер нашей Родины», 2009 г. (Название отсылает к известной картине Федора Шурпина «Утро нашей Родины», парадный портрет Сталина на фоне бескрайних полей, где кипит работа).
Вечер трудного дня. Деревня, на заднем плане изба, на переднем – деревянный помост с перилами, похожими на коновязь, на которые тяжело облокотился уставший Сталин в расстегнутой шинели, фуражку генералиссимус держит в руке, волосы на обнаженной голове растрепаны. Он курит, но не легендарную трубку, и, даже, не папиросы «Герцеговина флор», специального выпуска для вождя, а просто цигарку, чуть ли не самокрутку. Рядом стоит некто, что называется «неопознанное лицо», тоже в шинели и тоже курит.
На недоумения участников форума «Картунион»: в чем юмор? Погорелов отреагировал в привычной для него иронической манере: «Может возникнуть вопрос: что автор хотел сказать этим неудачным рисунком? Наверное то, что некоторые люди могут выглядеть смешно, ведя себе по-человечески.» Положим так, но и пародийную перекличку с картиной Шурпина, одним из знаковых артефактов мифа о вожде, нельзя не учитывать, а именно как конкретное сюжетное завершение ее темы в рисунке. И здесь вполне применима агиографическая фраза, которой был охарактеризован другой вождь, Ленин: «простой, как правда».
Итак, оба рассмотренных рисунка представляют собой некие простые реалистические сценки, словно не придуманные художником, а как бы подсмотренные, в стиле, который без особого труда опознается зрителем как стиль соцреализма, который, как писали учебники, есть правдивое исторически конкретное изображение действительности в ее революционном развитии. Стиль, давно уже изжитый, ставший историей, но кто застал момент его пышного процветания, тот помнит вездесущность этого способа отражения действительности в тысячах проявлений. В графике это иллюстрации в книгах и журналах, школьных учебниках, плакатах политических, агитационных и инструктивных , например, на тему охраны труда или гражданской обороны.
Стиль в карикатуре (сатирическом рисунке) всегда неоднозначен, он и выражает индивидуальность автора, но и явно дистанцирован от создателя, всегда априори содержательно нагружен и всегда имитационный, как имитационна всякая маска, вариантом которой является стиль в карикатуре. То же самое можно сказать и о стилизации.
Однако у Погорелова скорее не стилизации, а пастиш, не вариация, а полная имитация, такая маска, за которой автор полностью скрывается, не выдавая себя. Автор нечто изображает и отходит в сторонку; уловишь ли ты иронию, обнаружишь ли парадокс – это твое дело, твоя задача, помощи от лукавого создателя не жди. Дело, впрочем, не только в лукавстве, мир, созданный по канонам соцреализма, энтропичен, как, впрочем, и действительность, стремящаяся этим канонам соответствовать. Энтропийный мир соцреализма цельный и монолитный, и один из способов преодоления его – внесение в него принципа неопределенности, при чем, не действуя на него извне, но изнутри разрушая его пародийными отсылками, как это мы наблюдали в рассмотренных выше рисунках, анахронизмами, когда здание КГБ переносится в эпоху Ивана Грозного, или Гитлер и Чапаев, справляют бок о бок малую нужду. Или перенос в пространстве, когда скалы в колорадской Долине монументов, увенчаны монументами Ленина. Или смешение социальных практик с бытовым рукоделием, когда женщина вышивает то ли донос (куда следует), то ли заявление в домком тамбурным швом. Ну итд.
Вальтер Беньямин как-то заметил, что фашизм эстетизирует политику, а коммунизм политизирует эстетическое, отсюда естественным оказываются политические мотивы практически с самого начала погореловского творчества, когда он еще жил в советское время, когда без всякого почтения посмеиваясь над вождями и советскими мифами, что даже в узком кругу позволяли себе не многие. Политическое как бы само собой рождается в знаковой системе соцреализма, где чуть ли не каждый сдвиг чреват им в том или ином смысле. Как ни печально, но новые политические тенденции и события, новые персонажи легко и естественно вписываются в, казалось бы, давно уже архаическую систему смысловых координат или вроде бы изжитых мотивов.

М. Златковского

Маэстро Погорелов

Творчество Юрия Погорелова во всех смыслах явление уникальное.
Прежде всего, он – художник высокого уровня, хотя и не имеет никакого профессионального образования. Не учась в художественных школах, институтах, он, помимо своего блистательного таланта придумщика невероятных историй, обладает всеми достоинствами настоящего профессионала – техникой рисунка, умением выстраивать сложные композиции, мастерством цвета.
Но техника для сатирика - всего лишь способ передачи мысли, способ воплощения идеи. Погорелов же, в дополнение ко всему прочему, фонтанирует идеями, мыслями, язвительно и иронично препарирует обыденную нашу жизнь.
Так или иначе, все его работы – это пародия на советскую эпоху, впрочем,
так и не исчезнувшую с развалом Советского Союза, а существующую в сознании, менталитете современных российских граждан.
Казалось бы, для полного их понимания нужно было родиться и прожить жизнь
в СССР, или иметь специальные подготовку и интерес, свойственные профессионалам-политологам. Но достаточно один раз, в одном рисунке допустить реальное существование этого абсурдного мира, и все творчество Погорелова становится предельно ясным. Автор рисует как бы сатиру на советскую сатиру, у которой было абсурдное название – «положительная сатира», профанирует типичные маркеры исчезнувшего социального устройства, где главными героями были пьяницы, мелкие воришки, бюрократы всех мастей, молодежная мода и увлечение молодых западной музыкой, недосягаемыми джинсами и жвачкой.
Главная же тема настоящей сатиры - свобода личности и все демократические свободы оставалась семьдесят лет под запретом.
Погорелов творит в эстетике журналов советской эпохи – самого популярного
с миллионными тиражами «Крокодила», его «меньших братьев» - сатирических аналогов в союзных республиках – «Перец», «Вожик», «Чаян» и других.
Кажется, что его картинки неотличимы от работ академиков жанра, Героев Социалистического труда. Почти неотличимы. Но как раз это небольшое смещение, это маленькое искажение полностью меняет смысл нарисованного.
Типичные приемы в творчестве Погорелова - приемы замещения и изменения во времени. Только у него как бы в реальности существует нападение казаков на городской троллейбус, затопление современной московской высотки на глазах индифферентных пассажиров дореволюционного парохода,
томящийся в клетке зоопарка нацистский танк «Тигр», между раундами в углу ринга уставшая балерина, установка межконтинентальных ракет на плоту…
Творчество Погорелова - пародия на самую страшную пародию двадцатого века – СССР и «homo soveticus».
И, самое удивительное, что эта страшная пародия продолжает существовать. Так что рисунки Погорелова актуальны и сейчас.
всем привет!
Аватара пользователя
zlatkovsky
 
Сообщения: 2973
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 2:59 am
Откуда: russia

Re: альбом Юрия Погорелова

Сообщение Василий Александров » Пт июл 18, 2014 4:34 am

Рад за Юрия Погорелова.
Давно пора! 190 цветных картинок - это достойно.
Да ещё с чудесными комментариями Акопяна и Злата (хотя с идентифицированием последнего персонажей "Высотки" как "пассажиров дореволюционного парохода" и не согласен).

Но ещё больше рад за будущих читателей-обладателей.
Поздравляю!
Аватара пользователя
Василий Александров
Moderator
 
Сообщения: 15548
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 4:16 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Re: альбом Юрия Погорелова

Сообщение Юрий Акопян » Пт июл 18, 2014 5:00 am

Мерси за оценку. Вообще-то я "Высотку" искал, но почему-то не нашел. Может знаешь ссылку?
Если тебе трудно превзойти Фу Си, ты можешь по крайней мере стать товарищем Цзи Кана и Жуань Цзи.

Лягушка хоть и прыгуча, а из корзины не выпрыгнет.
Аватара пользователя
Юрий Акопян
 
Сообщения: 12910
Зарегистрирован: Пт фев 23, 2007 5:36 pm
Откуда: Москва

Re: альбом Юрия Погорелова

Сообщение Василий Александров » Пт июл 18, 2014 7:05 am

Изображение


Рисунок называется - "На реке", а его автор - Юрий Погорелов.

Вот комментарий самого автора к этой работе: "Пара слов о её истоках: представьте себе год где-то 1955, когда я в 5-м классе читал журнал "Пионер" о волжских водохранилищах, построенных по планам сталинских пятилеток. Там и поразило фото затопленной церкви в Калязине, а спустя 50 лет откликнулось в такой форме".


http://krokhino-cerkov.livejournal.com/7790.html
Аватара пользователя
Василий Александров
Moderator
 
Сообщения: 15548
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 4:16 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Re: альбом Юрия Погорелова

Сообщение Юрий Акопян » Пт июл 18, 2014 10:52 am

Думаю, все-же, что это пассажиры парохода былых времен, если смотреть на одежду и имидж: картуз у мужчины, штаны, заправленные в сапоги, бородка клинышком, у женщины - шаль, гребень в волосах, скрученных узлом итд. Все это не исчезло в одночасье с утверждением советской власти, но ко времени создания рукотворных морей так, практически, никто уже не одевался, во всяком случае в советской иконографии, иллюстрирующей преобразование страны.
Тут у Погорелова привычный анахронический ход: обыватели российской империи зрят погрузившийся в пучину символ империи советской. Нечто вроде ретро-футуризма, картина обратная зрелищу затопленной колокольни Никольского собора в Калязине.
Если тебе трудно превзойти Фу Си, ты можешь по крайней мере стать товарищем Цзи Кана и Жуань Цзи.

Лягушка хоть и прыгуча, а из корзины не выпрыгнет.
Аватара пользователя
Юрий Акопян
 
Сообщения: 12910
Зарегистрирован: Пт фев 23, 2007 5:36 pm
Откуда: Москва

Re: альбом Юрия Погорелова

Сообщение Василий Александров » Пт июл 18, 2014 11:06 am

Такая трактовка тоже возможна.
Но для меня все реалии и персонажи рисунка из одной советской эпохи как минимум. И вполне могли существовать в одно время.
И это, на мой взгляд, гораздо интереснее и сильнее, чем трюк с анахронизмом.
Аватара пользователя
Василий Александров
Moderator
 
Сообщения: 15548
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 4:16 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Re: альбом Юрия Погорелова

Сообщение Юрий Акопян » Пт июл 18, 2014 11:46 am

Хочешь сказать, что это нечто вроде "Волга-Волга", да?

Изображение
Если тебе трудно превзойти Фу Си, ты можешь по крайней мере стать товарищем Цзи Кана и Жуань Цзи.

Лягушка хоть и прыгуча, а из корзины не выпрыгнет.
Аватара пользователя
Юрий Акопян
 
Сообщения: 12910
Зарегистрирован: Пт фев 23, 2007 5:36 pm
Откуда: Москва

Re: альбом Юрия Погорелова

Сообщение Борис Эренбург » Пт июл 18, 2014 11:47 am

Искренне рад за Юрия.
Его появление на форуме я понял не сразу, но постепенно не просто привык, но и полюбил его манеру, столь полно охарактеризованную ЮА и МЗ в предисловиях к книге!
И книге, и Юрию - успеха!
С пожеланием успехов - Борис Эренбург
Best regards - Boris Erenburg
Аватара пользователя
Борис Эренбург
 
Сообщения: 8587
Зарегистрирован: Ср мар 14, 2007 1:29 am
Откуда: Israel

Re: альбом Юрия Погорелова

Сообщение Василий Александров » Пт июл 18, 2014 12:12 pm

"...нечто вроде "Волга-Волга", да?"

Пожалуй. Только идиотизм без оптимизма.
Аватара пользователя
Василий Александров
Moderator
 
Сообщения: 15548
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 4:16 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Re: альбом Юрия Погорелова

Сообщение zlatkovsky » Вс июл 20, 2014 4:40 pm

Ой, что то мало поздравлений?
Я как-то рассчитывал на шквал недоумений, раздражений... или похвал.
И, как мне кажется, сам Погорелов ждет-
всем привет!
Аватара пользователя
zlatkovsky
 
Сообщения: 2973
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 2:59 am
Откуда: russia

Re: альбом Юрия Погорелова

Сообщение Andrey Feldshteyn » Вс июл 20, 2014 11:22 pm

Очень рад за Юрия. Славно также, что книжка вышла с предисловием людей, понимающих толк в карикатуре.

Я благодарен Юрию, за то что он избрал наш форум в качестве демонстрационой площадки.

Ну и вполне обывательский вопрос: а как можно приобрести альбом?
Andrey Feldshteyn
http://www.cartoonblues.com
Аватара пользователя
Andrey Feldshteyn
 
Сообщения: 12267
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 12:45 pm
Откуда: Minneapolis, USA

Re: альбом Юрия Погорелова

Сообщение кращин » Вс июл 20, 2014 11:57 pm

Я присоединяюсь ко всем ,поздравляю! Событие значимое.Давно пора!
Тень Му-му, хоть и плавуча, но должна знать свое место.
Аватара пользователя
кращин
 
Сообщения: 784
Зарегистрирован: Чт окт 18, 2012 4:07 pm

Re: альбом Юрия Погорелова

Сообщение Sergey Samonenko » Вт июл 22, 2014 2:21 am

Очень рад за Юрия и всех почитателей его таланта. Сам с интересом ждал его альбом.
Подскажите, как такой альбом можно приобрести.
Sergey Samonenko
 
Сообщения: 1969
Зарегистрирован: Пн окт 22, 2007 10:45 am
Откуда: Санкт-Петербург

Re: альбом Юрия Погорелова

Сообщение Sergei Tunin » Ср июл 23, 2014 3:23 am

В Португалии можно купить на каждом углу...
Аватара пользователя
Sergei Tunin
 
Сообщения: 8662
Зарегистрирован: Вс сен 03, 2006 9:00 pm

Re: альбом Юрия Погорелова

Сообщение Андрей Рыжов » Чт июл 24, 2014 5:53 am

Ещё раз поздравляю Юрия с книгой и Юбилеем. Уверен, у него есть карточка
Виза или Мастер-карт, если он сообщит нам 16-значный номер, то тогда можно
забросить на него необходимую сумму на покупку и отправку. Или сообщить
реквизиты магазина, а деньги на отправку уже Юрию. Москвичи и питерцы при
объединении выиграют от стоимости посылки.
Аватара пользователя
Андрей Рыжов
 
Сообщения: 4109
Зарегистрирован: Вс мар 14, 2010 9:42 am
Откуда: Москва

След.

Вернуться в Почитать, посмотреть...

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6