Юрий Акопян » Пт янв 23, 2015 10:00 am
Помню, как в середине 90-х, Евтушенко, тяжко вздохнув, изрек: "Абсолютной свободы не бывает". Это был вздох человека, которого долго обманывали, а теперь он прозрел. Советский человек сызмальства знал, что свобода это осознанная необходимость руководящей роли партии, и ничего другого, а буржуазная свобода (так сказать, "абсолютная") - это обман и фальшивая личина. О руководящей роли партии Евтушенко, Борейко и массы других "прозревших", забыли, но, оказалось, что яд истматовского негативизма не вытравим и по-прежнему актуален. Актуален, потому что так и не было понято, что речь может быть не о какой-то мифической абсолютной свободе (свобода понятие сравнительное и относительное), а о свободе политической, как важной составляющей демократического устройства. Демократия основана на общественном договоре, как основе легитимации власти, и которого у нас не было (была попытка учредительного собрания, но большевики поставили на ней крест) и нет до сих пор. Все демократические институты и свободы работают, изменяясь и развиваясь в ту или иную сторону, в рамках общественного согласия. Это есть основная ценность данного устройства - согласие. Кто-то недавно заметил, что демократические страны друг с другом не воюют. Что не удивительно, когда власть подконтрольна обществу, а свободное общество вряд ли будет орать в патриотическом раже: "На Верден!", "Дранг нах остен!", "Крым наш!", поощряя правительство на беззаконие и агрессию.
Все это следует учитывать, говоря о казусе "Шарли эбдо", о людях, которые действовали и действуют в рамках юрисдикции своей страны, а не шариата и тем более не в угоду требованиям оголтелых террористов и убийц, самовольных глашатаев "обиды" всего мусульманского мира.
Демократический мир динамичен и изменчив, подвергаясь давлению не только движению истории, но и разнообразным общественным настроениям и тенденциям. Одна из таких тенденций оказалась парадоксально востребованной как либеральной общественностью, так и, на другом полюсе, радикальным исламом. Речь, конечно, о политкорректности, в основе которой как раз и лежит идеология "обиды". И та и другая сторона спекулирует на "обиде", одна - в ракурсе всеобщего, безбрежного гуманизма, путем использования табу на квалифицированное "обидным" слово, а другая - в ракурсе реальной мести, индульгенции на террор.
Если тебе трудно превзойти Фу Си, ты можешь по крайней мере стать товарищем Цзи Кана и Жуань Цзи.
Лягушка хоть и прыгуча, а из корзины не выпрыгнет.