«Капричос». Гойя и Дали

Новости культуры, не имеющие прямого отношения к карикатуре. Интервью со знаменитыми художниками, литераторами, музыкантами, актерами и пр.

Модератор: Andrey Feldshteyn

«Капричос». Гойя и Дали

Сообщение Andrey Feldshteyn » Вт янв 24, 2017 11:49 am

arts-museum.ru:
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина начинает год с открытия
выставки «”Капричос”. Гойя и Дали».

На выставке будут представлены работы из двух графических серий гравюр: «Капричос» Франсиско Гойи
из собрания ГМИИ и «Капричос Гойи», созданной Сальвадором Дали, – из коллекции Бориса Фридмана.
Экспозиция включает 41 гравюру Гойи и соответствующую им 41 гравюру Дали. Оттиски XIX века
с оригинальных досок 1799 года были выполнены Гойей в технике офорта с акватинтой. Тогда как работы
Сальвадора Дали исполнены в техниках офорта, сухой иглы и пошуара и печати поверх гелиогравюр с
оригинальных офортов Гойи.

К каждой паре листов Гойи и Дали приводится комментарий Гойи. Таким образом, экспозиция представляет собой
литературный текст (комментарии Гойи) и иллюстрации к нему (офорты Гойи и Дали). Такая конструкция экспозиции
позволит зрителю лучше понять то, что сделано художниками, почувствовать современное звучание произведения
искусства, созданного более двухсот лет тому назад и продолженного в ХХ веке.

Одной из вершин графического творчества Франсиско Гойи является создание им серии офортов
«Капричос». Капричос (итал. capricci; фр. caprices; исп. caprichos) – особый жанр, сложившийся
в искусстве Западной Европы на рубеже XVI–XVII веков, предполагающий создание в изобразительном
искусстве, музыке или поэзии серии капризов, причуд или фантазий, объединенных какой-либо темой.
Первые зарисовки к серии «Капричос» художник создал в 1793 году. В окончательном виде графическая
серия была оформлена им в 1799 году. Сам Гойя назвал серию «Собрание эстампов на фантазийные сюжеты»

Все сюжеты серии «Капричос» рассказывают о современных художнику реалиях политической и
социальной жизни Испании, переживающей в тот период глубокий кризис. Еще одним сюжетом
серии является история счастливой и трагической любви художника к герцогине Каэтане Альба.
В своих работах он выступает критиком общественной морали, последовательно обнажая скрытый
смысл действительности и разрушая существующие устои старого мира. Среди сюжетных линий,
поднимаемых им, можно выделить самообман и притворство, женскую ветреность и несчастья,
метафору человеческого мира как животного, сон разума и пробуждение человеческого сознания.
Гойя высмеял Испанию зло и саркастически: пороки простых людей, лицемерие дворянства,
придворные круги, правящую чету, церковь, инквизицию.

Сложный замысел графической серии из 80 офортов потребовал более развернутого комментария.
Первым его дал сам Гойя. На одном из альбомов, подаренных королю художником, были собственноручно
пером сделаны дополнительные разъяснения к каждому из листов. Этот так называемый «официальный
комментарий» Гойи из альбома, хранящегося в музее Прадо, лежит в основе большинства современных
публикаций «Капричос». В рамках данной экспозиции сделан новый перевод на русский язык всех
комментариев Гойи к офортам графической серии. Чтобы глубже понять созданное художником,
рассматривать эту серию следует совместно с его комментариями.

Почти через 180 лет после публикации графической серии Франсиско Гойи, его соотечественник
Сальвадор Дали, один из ярких представителей направления сюрреализма в искусстве ХХ века,
представил свое прочтение содержания и смыслов офортов, созданных Гойей. Дали воспринимал
листы «Капричос» как что-то близкое собственному сюрреалистическому методу.

Взяв за основу серию из 80 офортов Гойи, повторенную в технике гелиогравюры специально
для этой работы, художник вводит в изображения Гойи дополнительные персонажи, детали
и красочные элементы, используя технику сухой иглы, офорта и пошуара. В одних случаях он
переиначивает персонажей гравюр Гойи, в других – добавляет своих действующих лиц. Дали
создает новые смыслы, придавая всей серии иной вид и характер. Дорисовывая фон, изображая
ставшие знаменитыми «потекшие» часы или подпорки, художник помещает героев Гойи в свое
пространство. Иногда он просто следует за образами Гойи, не вторгаясь ни в изображение, ни в
смысловую составляющую подписей, применяя только раскраску. Так он или комментирует произведения
Гойи, или вовлекает его героев в свою игру, а иногда и вступает в диалог со своим великим соотечественником.

Текст полностью: http://www.arts-museum.ru/events/archiv ... /index.php

Изображение
Сальвадор Дали. «Капричос» Гойи Сальвадора Дали. 1977. Серия из 80 гравюр.
Бумага, офорт, сухая игла, пошуар. Из собрания Бориса Фридмана

Изображение
Франсиско Гойя. Капричос. Серия из 80 офортов. «Брависсимо!». 1799. Бумага, офорт.
ГМИИ им. А.С. Пушкина

Изображение
Сальвадор Дали. «Капричос» Гойи Сальвадора Дали. Серия из 80 гравюр. «Нет». 1977.
Бумага, офорт, сухая игла, пошуар. Из собрания Бориса Фридмана

Изображение
Франсиско Гойя. Капричос. Серия из 80 офортов. «Сон разума рождает чудовищ». 1799.
Бумага, офорт. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Изображение
Сальвадор Дали. «Капричос» Гойи Сальвадора Дали. Серия из 80 гравюр. «Сон разума рождает чудовищ».
1977. Бумага, офорт, сухая игла, пошуар. Из собрания Бориса Фридмана

Изображение
Сальвадор Дали. «Капричос» Гойи Сальвадора Дали. Серия из 80 гравюр . «Как вознесся, так и падешь».
1977. Бумага, офорт, сухая игла, пошуар. Из собрания Бориса Фридмана

Иллюстрации, разбросанные по интернету:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Andrey Feldshteyn
http://www.cartoonblues.com
Аватара пользователя
Andrey Feldshteyn
 
Сообщения: 12259
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 12:45 pm
Откуда: Minneapolis, USA

Вернуться в Культур-мультур

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9