Карикатура военного времени аггрессивна по своей природе,
цель ее - любым способом унизить противника, втоптать его в грязь,
и, наоборот, возвеличить и прославить собственную сторону.
Бьются на таких рисунках звероподобные враги с благородными
воинами-освободителям, бьют боевые барабаны, летят пропагандистские
фугасы.
Трудно сквозь шум войны услышать человеческий голос, и тем отраднее,
когда это все-таки происходит. В советской карикатуре такой
«человеческой» интонацией обладал Леонид Сойфертис, в американской
– Билл Молдин (Bill Mauldin).
Молдин – по-своему уникальный художник. До него я не встречал
«военной» карикатуры, персонажами которой становились солдаты своей же
армии (что там солдаты – генералы!). В литературе – другое
дело. Такие юмористические образы создавали и Гашек, и Войнович, и
Хеллер. Иначе с карикатурой: в силу своей специфики, она обычно
становилась орудием пропаганды.
К счастью, этого не случилось с работами Молдина.
Созданная им серия рисунков рассказывала о двух типичных Джи Ай,
лишенных какого-либо лоска, уставших и оборванных, порой циничных,
но всегда полных желания выжить и победить. Герои серии, Вилли и
Джо, словно разделяли тяготы фронтовой жизни с читателями и ничем от
них не отличались. Выпуски «Stars and Stripes» с картинками Молдина
шли нарасхват.
Представьте себе на несколько минут, что и вы сидите в грязном окопе,
и держите в руках очередной номер газеты...
- Ниже уже никак, Вилли. Пуговицы мешают.
- Что-то фрицы не клюют на "Лили Марлен" сегодня.
Думаешь, что-нибудь случилось с их тенором?
- Классная дорога, парни!
- Пожалуйста, не смотрите на меня, леди. Это не я сделал.
- Джо, вчера ты спас мне жизнь, и я поклялся, что в долгу не останусь.
Вот моя последняя пара сухих носков.
- Я отдал тебе лучшие годы моей жизни.
Вывеска: "Офицерский бар", "Только для офицеров штаба базы".
- Хрен с ним, сэр. Поехали обратно на фронт.
"Свежие, воодушевленные победой, американские воины тысячами берут в плен
голодных и оборванных фрицев" Из новостей.
- Не переживай ты так, бутылка почти полная.
- После того, как ты сказал, и правда, это напоминает стук капель по крыше.
- Мне нужна пара ребят, из тех, кто не должен мне денег, для одного
непродолжительного и безопасного патруля.
- Ты скоро забудешь об этом. Когда-то я и сам собирался после войны написать книгу об армии.
- Это в точности, что он сказал: "Завидую вам, ребята! В захваченных городах пехота
всегда первой добирается до женщин и выпивки"
- Подумать только, сэр - с каким энтузиазмом нас встречают!
- Начальник артиллерии подразделения "К" слушает.
- Вот бы встать и поспать немного.
- ОК, я сообщю вам, если я выясню, кто изобрел "88".
("88" = хайль Гитлер. А.Ф.)
- Знаешь какую-нибудь хорошую мусульманскую молитву?
Не хотел бы упускать никакой шанс.
- Явно не из боевой части. Так и лезет в драку.
- И почему тебя не угораздило родиться прекрасной женщиной?
- Умная Лиса Пять Умной Лисе: мы достигли цели, но вам следует набраться терпения.
- Не-е, у меня уже есть одно "Пурпурное Сердце". Просто дай мне аспирина.
- Nein, nein. Продольжайте. Я вам не помешай.
(Надпись на стене: "Внимание! Шнапс запрещен для употребления солдатами". Вывеска: "Для офицеров")
- Вот ваши деньги, давайте назад сувениры, ребята. Вы нахрен запугаете наших новобранцев.
Принц и нищий.
- Весна...
Двадцатилетним парнем Билл Молдин начал свою службу в составе 45-й
пехотной дивизии. Его рисунки, вначале публиковавшиеся в маленькой
дивизионной газете, стали перепечатывать другие издания. В феврале
44-го он был официально переведен в распоряжение известной
армейской газеты «Stars and Stripes». На персональном джипе, с именем
жены на борту, Билл разъезжал по фронтам, делая зарисовки на
передовых позициях, в разрушенных европейских городах, в офицерских клубах,
госпиталях. В его истории меня больше всего поражает то, что у фронтового
начальства хватило ума разрешить ему изображать реальную жизнь и не требовать
победных агиток.
Конечно, не обходилось без конфликтов, например с генералом Джорджем Паттоном,
большим поборником опрятного внешнего вида и абсолютной
субординации. Конфликт был разрешен Дуайтом Эйзенхауэром,
который попросил Паттона оставить художника в покое. Эйзенхауэр
понимал, что карикатуры Молдина дают солдатам столь необходимую отдушину
от повседневной тяжелой рутины. Тут уже Паттон ничего поделать не мог –
Эйзенхауэр командовал всеми операциями союзников в Европе.
За битву у Кассино Молдин был награжден медалью «Пурпурное сердце»,
но главной его наградой стала Пулитцеровская Премия,
полученная им в 1945-м году в возрасте 23-х лет.
После войны Молдин долгие годы успешно работал политическим
карикатуристом, сражался с расизмом, маккартистами, либеральными
доктринерами, заработал вторую Пулитцеровскую премию и награду
Союза Карикатуристов, но в памяти большинства американцев он так и
остался создателем парочки «Вилли и Джо».
А.Ф.
__________________________________________________________________
Несколько слов о персонажах серии.
Согласно Молдину, Джо с его крючковатым носом определенно имел
индейскую кровь, а Вилли был типичным реднеком. За годы службы
товарищи взаимно проросли друг в друга, у Джо часто проявлялись
черты характера Вилли, и наоборот.
Автор предполагал, что в конце войны друзья погибнут, но члены редколлегии
Stars and Stripes отговорили его.
В рисунках Молдина Джо и Вилли разговаривают порой на чудовищном
сленге, воспроизвести который в точности я был не в состоянии.
http://www.loc.gov/rr/print/swann/mauld ... atwar.html
http://www.nytimes.com/2003/01/23/arts/ ... at-81.html
http://en.wikipedia.org/wiki/Bill_Mauldin