Несколько слов о Шведском Институте, месте, где состоялась
выставка Эрика Йохансона.
В восемнадцатом веке земли Миннесоты принадлежали Франции,
об этом можно узнать не только из романов Фенимора Купера, но по
сохранившимся французским топонимам. После Семилетней войны
(1756—1763 годы) территория штата отошла англичанам, а затем
стала частью Соединенных Штатов.
В 19-м веке район Великих Озер интенсивно заселялся выходцами
из северной Европы - немцами и скандинавами. В общей массе
иммигрантов выделялась шведская община - народ трудолюбивый и
упорный, пытающийся утвердить себя на новой земле. Именно таким,
энергичным и честолюбивым, был Сван Тёрнблад, выходец из
крестьянской семьи, ставший успешным издателем и владельцем
газеты. В 1908-м году он построил в Миннеаполисе великолепный
особняк в стиле французского шато. Здание строилось скорее с
представительскими целями, вряд ли его семье, состоявшей из жены
и единственной дочери, нужен был дом с 33-мя комнатами. Определенно,
господин Тёрнблад собирался утереть нос местному истеблишменту,
показать, что шведы тоже не лыком шиты. Мне кажется, ему это вполне
удалось.
Вот этот красавец дом:
В 1929-м году семья Тёрнбладов пожертвовала особняк Американскому
Институту Шведской Литературы, Искусств и Науки, или, как его называют
сейчас - Американским Шведским Институтом. По собственному опыту скажу,
что учреждение это очень уютное, интеллигентное, с чудной дружеской
атмосферой. Шведская королевская чета не упускает возможности посетить
Институт, если вдруг оказывается по эту сторону океана.
Но вернемся к упомянутой выше выставке. В конце января 2019 г. Шведский
Институт открыл экспозицию Эрика Йоханссона под названием "Imagine".
Эрик - шведский фотограф и художник, живущий в Праге. Ему всего 34 года,
но уже 10 лет он известен как мастер сюрреалистической фотографии. В своих
работах он используют тот же прием, что и ранние сюрреалисты - необыкновенную
комбинацию самых обыкновенных и очень реалистично представленных объектов.
Йоханссон не только стремится поразить зрителя своими парадоксами, но и часто
делится с ним некоей идеей, видением, концепцией. В этом, наверное, его отличие
от сюрреалистов 30-х - 50-х.
Мы уже обсуждали Йоханссона на форуме:
viewtopic.php?f=34&t=12945&p=118525#p118525
viewtopic.php?f=44&t=9020&p=119785#p119785
viewtopic.php?f=44&t=9020&p=80340#p80340
Интересно наблюдать, как вырос художник за прошедшие десять лет...
Итак, Эрик Йохансон, "Imagine":
Free Breakers
Breaking Up
Expecting Winter
Go Your Own Road
Daybreaker
Leap of Faith
Light Keeper
Self-Supporting
Full Moon
Demand and Supply
Imminent
Landfall
Fishy Island
Cut and Fold
Don't Look Back
Soundscapes
Lifetime
Drifting Аway
Cumulus and Thunder
All Above the Sky
Under the Corner
Lost in the Rain
Wake Up!
The Cover Up
Dreamwalker
Cutting Dawn
Impact
Интересно, что Йоханссон не скрывает своей творческой кухни, а, напротив,
с радостью ею делится. На сайте художника - немало видеоклипов, подробно
описывающих процесс работы над фотографией. Любопытнотакже и то, что Эрик
в основном пользуется обыкновенным Фотошопом. О секретах своего мастерства
Йоханссон рассказывает на страничке "Behind the Scenes":
http://www.erikjo.com/behindthescenes
В заключение - приятная новость: 14-го февраля в Москве в Центре фотографии
имени братьев Люмьер открылась выставка художника. Подробно: http://www.lumiere.ru/exhibitions/id-247/
Питерцы, не горюйте, на следующий год запланирована выставка Йоханссона в
музее Эрарта (10 July 2020 - 8 November 2020).