Приятным открытием во время работы над статьей о "Н. С." стали дле меня работы Казимира Груса (Kazimierz Grus).
Удивила почти современная стилизация рисунка, порадовала легкая, утонченная графика.
В чем-то, мне кажется, Грус предвосхитил грядущих Кукрыниксов, Бронислава Малаховского и
Аминадава Каневского.
РАЗРЕШЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО КРИЗИСА
- Моя полиция так хорошо работает, что скоро в Европе не останется ни одного голодного человека.
Рис. К. Груса
Решительное слово.
Провокатор. Товарищ-солдат, ведь ты же в душе думаешь, что - "долой войну."
Ну, скажи свое последнее, решительное слово.
Солдат. - Снарядов!!...
Рис. К. Груса
Рис. К. Груса (?).
ВЕНЕЦИАНСКАЯ ИДИЛЛИЯ НА ДВОРЦОВОЙ ПЛОЩАДИ.
Троцкий: - У нас в Петрограде желающие могут кормить птичек совсем, как на
площади Св. Марка в Венеции...
Рис. К. Груса.
ДА ЗДРАВСТВУЕТ ФРАНЦИЯ!
morituri te salutant...
"Новый Сатирикон" N15. Июль 1918-го.
Рис. K. Груса.
О судьбе художника после революции повествует сайт WikiVisually:
https://wikivisually.com/lang-pl/wiki/Kazimierz_Grus и Википедия:
https://pl.wikipedia.org/wiki/Kazimierz_Grus
В двух словах: после октябрьской истории он возвращается в Польшу,
живет в Львове, где сотрудничает с журналом «Щутек», работая какое-то
время его художественным редактором. Переживает оккупацию в Варшаве,
живя под чужим именем. Жизнь его после войны тоже была не простой,
поскольку он отказывался участвовать в пропагандистких кампаниях
новых властей. Какое-то время он печатается в "Шпильках", иллюстрирует
детские книги. Умирает от болезни печени в 1955-м году.
Несколько послевоенных рисунков: