LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESEN

Карикатура как вид изобразительного искусства. Обсуждение стилей, художников, история жанра, критика, будущее карикатуры.

Модераторы: Andrey Feldshteyn, Administrator

Сообщение Александр Матис » Пт ноя 28, 2008 5:11 pm

Sergei Tunin писал(а):решали не сами карикатуристы, а в отделе пропаганды.
Даже далеко не главные редакторы газет и журналов...

Это так.
В казахстанском "Шмеле" художникам высылались темники. Там указывалось конкретно какой "отдельный" недостаток следует "бичевать". Темы явно шли "сверху". Например - откуда было знать редактору, что падает поголовье верблюдов?
Сохранность урожая была тема вечная.
Потом было совещание, где мы обсуждали эскизы. Главной заботой редакции, конечно, было избежать повторов... Но и поглядывали, как бы политический ляп не случился.
Тогда не было нонешнего "За содержание...редакция...не несет..."
Все бы загремели под фанфары...
Аватара пользователя
Александр Матис
 
Сообщения: 6810
Зарегистрирован: Вс янв 27, 2008 2:34 pm
Откуда: Берлин

Сообщение Александр Матис » Сб ноя 29, 2008 11:29 am

И еще старались "поглубже" куснуть...
Мало, что ты "шабашник" - ты еще и деньги любишь...
Изображение
Аватара пользователя
Александр Матис
 
Сообщения: 6810
Зарегистрирован: Вс янв 27, 2008 2:34 pm
Откуда: Берлин

Сообщение Виктор Богорад » Вс дек 07, 2008 12:14 pm

Продолжение 8
ВТОРАЯ ЧАСТЬ
ОТ СССР К РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Новая советская карикатура.
Клуб 12 стульев
После смерти Сталина культ личности отца народов был развенчан. Вождя обвинили в том, что он насадил в стране тоталитарный режим.
Так в эпоху Н.С. Хрущева начались некоторые послабления в области искусств, о чем говорят работы представленные
в декабре 1962 года на художественной выставке в Манеже.
Собственно послабления эти стали особенно заметны при Брежневе с появлением выставок независимых художников,
и публикаций ничем не напоминавших обычные пропагандистские шаблоны.
В этой обстановке, происходит и маленькая революция в мире советской прессы: в январе 1967 года
на 16 странице «Литературной Газеты» создается новая рубрика — «12 стульев».
Этот клуб имел огромное значение для карикатуры, так как предлагал новые и смелые для того времени темы.
В первом январском номере за 1967 год на знаменитой шестнадцатой полосе можно было прочесть:
«Мы хотим разнообразить репертуар нашего клуба, а потому мы предлагаем вам публиковать вещи не только смешные, но и иронично-умные.
Участник клуба 12 стульев должен принадлежать к одной из двух категорий — либо быть членом союза писателей (художников)
либо не быть членом ни того ни другого.
Все другие кандидатуры даже не рассматриваются».
Клуб «12 стульев» становится столь популярным, что его именуют просто шестнадцатой полосой «Литературки»,
которая была самой читаемой страницей газеты выпускаемой тиражом в шесть миллионов экземпляров!
Любой нормальный человек начинал чтение «ЛГ» с последней страницы — то есть с 16-ой полосы.
Там можно было найти не только карикатуры, но и анекдоты и забавные рассказики.
Эта новая страница научила страну смеяться по-новому, позабыв о тяжелом прошлом и нелегком настоящем.
Вот почему клуб «12 стульев» играет важную роль в развитии карикатуры в Советскую эпоху.
Клуб этот появился на свет благодаря решению ЦК КПСС об обновлении газеты.
С этого момента редакции «Литературки» разрешается публиковать тексты и рисунки намного более колкие,
чем когда-либо раньше.
Самое поразительное в этой истории — что такое разрешение было дано лишь одному изданию,
так как газета была адресована к интеллигенции,
а руководство страны начало понимать необходимость отдушины для этой категории читателей
(до 1967 года «Литерурная газета» была печатным органом Союза писателей).
Основным принципом клуба было создание юмора отличного от всех других:
здесь нужно было задуматься, найти разгадку, юмор здесь был ассоциативным, парадоксальным, ироничным и частенько черным.
В общем, он был абсолютно не похож на юмор в стиле рубрики «улыбка художника» газеты «Правда» или «Известий», где публиковались сезонные шутки
— экзаменационная сессия,
сбор грибов, зимние виды спорта и т д. Одной из целей было не повторять «Крокодил».
С первых же номеров «12 стульев» становится ясно, что по уровню клуб оставил далеко позади даже «Крокодил»,
продолжавший выполнять функции советского пропагандиста.
Быть опубликованным на 16-й полосе было почетней чем в «Крокодиле».
Авторов было не много и, в начале, клуб объединял лишь несколько художников презиравших прислужников коммунизма.
Самыми известными из этих художников были — Виталий Песков, Игорь Макаров, Варгич Бахчанян и Владимир Иванов.
Позже к ним присоединились другие — Михаил Златковский, Сергей Тюнин, Игорь Смирнов, Василий Дубов,
часто публиковавшиеся в рубрике «чудаки».
В 1982 году в серии мастера советской карикатуры издательство Советский художник выпустило альбом «Художники клуба 12 стульев»,
где было собрано все, что появлялась с 1977 года в маленьких сборниках «Юмор молодых» и «Без слов».
Альбом был выпущен благодаря главному редактору издательства, взявшего на себя смелость убедить
вышестоящих начальников в необходимости опубликовать рисунки этих карикатуристов нового поколения.
На самом деле ему пришлось в одиночку сразиться с огромной пропагандистской машиной.
И этот успех зажег лучик надежды относительно будущего карикатуры, так как впервые за всю
историю страны молодые карикатуристы оказались опубликованы вместе, не смотря на то, что некоторые
из этих рисунков и были подвергнуты цензуре — Советский Союз все-таки.
Между тем в середине 80-х ветер перемен начинал ощущаться все явственнее и клуб «12 стульев» постепенно теряет первенство.
Теперь публиковать рисунки можно везде, даже в «Крокодиле» и интерес к 16-ой полосе ослабевает.
Качество публикаций тоже падает — многие прежние авторы клуба уходят в поисках иных горизонтов,
а новые, в общем, неплохие художники работают сразу на несколько изданий.
Итак, с 1968 по 1988 гг. клуб «12 стульев» был единственным местом, где можно было найти настоящую карикатуру.
Карикатуристы официальной прессы не любили клуб и всякий раз когда предоставлялась возможность пытались его закрыть.
К счастью угроза не имела никаких последствий — «12 стульев» продолжал публиковать работы своих карикатуристов.

ВЛИЯНИЕ ФРАНЦУЗКОЙ КАРИКАТУРЫ
НА СОВЕТСКУЮ КАРИКАТУРУ НОВОЙ ВОЛНЫ.

Может показаться странным, но французская карикатура, на первый взгляд не столь сильная как советская,
оказала огромное влияние на последнюю.
Влияние это, впрочем, достигло своего апогея к концу 60-х, а потому на нем стоит немного задержать наше внимание.
В то время естественно французские газеты и журналы не распространялись на территории СССР и,
конечно же, их было не возможно получить по почте.
Советские карикатуристы не имели доступа ни к «Шарли Эбдо», ни к «Сатирикс»,
не могли пролистать итальянский журнал «ООО», или английский «Панч», и даже югославские «Еж» и «Остен»
(в Югославии по советским меркам была слишком большая свобода слова).
В Советском Союзе могли публиковаться только те западные карикатуристы,
что не представляли угрозы для политического строя такие как Бидструп, Харрингтон и Эффель.
Единственными зарубежными изданиями доступными для советского человека были «Стршел» (Болгария),
«Людаш Мати» (Венгрия), «Уленшпигель» (ГДР), «Дикообраз» (Чехословакия) и «Шпильки» (Польша).
То есть ни одного журнала с настоящей западной карикатурой.
Из всех этих зарубежных изданий только «Шпильки» было по-настоящему интересным с точки зрения развития новых идей в карикатуре.
Начиная с 1965 года на предпоследней странице «Шпилек» появилась рубрика «Зарубежный юмор»,
где регулярно публиковались работы Боска, Шабля, Семпе, Анри.
Эти французы были единственными иностранцами фигурировавшими в этой рубрике.
Это объясняется тем, что поляки испытывали особую любовь к Франции
(в Польше долгое время знать и разночинцы говорили по-французски)
и в течение почти 200 лет напрасно ждали, что эта страна освободит их от владычества Германии и России
— последнюю они ненавидели особой ненавистью, как страну принесшую к ним крепостное право.
Почему этот журнал не запретили не только в Польше,
но и в Советском Союзе остается загадкой.
Таким образом, именно поляки первые привлекли внимание советских карикатуристов
к этой странной экзистенциалистской карикатуре французских художников.
По отношению к советской карикатуре той поры, здесь мы имели дело с интуитивным философским рисунком,
близким по настроению и технике явлению, которое назвали позже советской карикатурой новой волны,
когда изображение не привязано напрямую ни к какому событию,
но оно запросто вписывается во время.
Советские карикатуристы новой волны увидели во французских собратьях своих единомышленников
и товарищей по борьбе против власти и это несмотря на границы, разделявшие обе страны.
Художнику достаточно было лишь раз увидеть несколько рисунков в «Шпильках»,
чтобы понять всю необыкновенную силу таланта французских карикатуристов.
Кроме того, через множество посредников русским художникам удалось достать и увидеть еще два сборника
— специальное приложение к югославскому журналу «Политика» 1972 года
и один экземпляр французского журнала «Опус Интернациональ».
Эти два издания были примечательны тем, что в них публиковались обозрения зарубежных клубов.
Они задали тон новой карикатуре в мировом масштабе.
Также благодаря французским друзьям франко-русских переводчиков у Михаила Златковского
оказались в руках первые пятнадцать номеров французского журнала «Сатирикс»,
где каждому автору посвящалась отдельная страница.
По всей видимости, М. Златковский показал всем членам 12 стульев свое сокровище,
познакомив их таким образом с творчеством многих французских карикатуристов (Тетсю, Сеннеп, Барбе, Син, Серр, Гурмелен, Фезан).
Это был настоящий культурный переворот произведённый французскими карикатурисами в России.
Его можно сравнить с событиями в Праге настолько огромное влияние он оказал на умы.
Именно тогда и родилась новая русская карикатура.
Она вроде бы была вне времени и абсолютно аполитична, в смысле того, что она никогда не критиковала советскую власть
— она критиковала диктатуру вообще.
Её целью было выявить внутренний процесс глубоких изменений в обществе,
а так же обозначить место человека в обществе,
где каждая личность должна быть оценена по достоинству и получит полную свободу волеизъявления.
Эта новая карикатура в условиях определенной политической системы
не поощрявшей индивидуализм была вещью совершенно революционной.
Для достижения своих целей новые карикатуристы начнут использовать универсальные, вселенские символы
и персонажи не принадлежащие ни к какой конкретно культуре.
Как говорил Михаил Златковский: «Именно благодаря этому новому измерению, в которое мы поместили Человека,
нам смогли открыться новые перспективы и горизонты, и в первый раз в истории советской карикатуры
мы смогли рассказать о месте этого самого Человека во вселенной».
«Первыми официальными отцами» новой карикатуры являются Олег Теслер,
начавший рисовать карикатуры без подписи не пропагандистской направленности
(он публиковался с тысяча девятьсот шестьдесят второго года на последней странице журнала «Смена» -
он стал её главным художником в тысяча девятьсот шестьдесят четвёртом),
и Андрей Некрасов, настоящий бурный расцвет которого
приходится на тысяча девятьсот шестьдесят седьмой, шестьдесят восьмой годы
Продолжение следует.
Аватара пользователя
Виктор Богорад
 
Сообщения: 5421
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:47 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Виктор Богорад » Вс дек 07, 2008 12:24 pm

Продолжение 9

КЛУБЫ КАРИКАТУРИСТОВ И САМИЗДАТ.

В Советском Союзе самиздату столько же лет сколько существует ограничение свободы слова.
В этих сборниках (их даже хранить было опасно) сомнительного качества в смысле изготовления,
чаще всего встречались тексты критиковавшие советскую власть -
чего нельзя было делать в открытую иначе можно было просто оказаться в тюрьме.
Самиздатовские сборники карикатур распространялись благодаря карикатуристам и распространялись в основном среди художников.
Популярность таких изданий была не меньше, чем на литературный самиздат.
И те и другие были опубликованы впоследствии официально во времена перестройки.
Неформальные клубы образуются с начала 70-ых годов:
карикатуристы новой волны часто собираются на квартирах,
чтобы поделиться новыми идеями, показать свои работы,
пообщаться и даже попытаться организовать тайные выставки.
«Вместе, когда вас несколько человек держаться лучше» - уточняет В. Богорад.
По утверждению директора выставки новой карикатуры состоявшейся в Челябинске в 1988 году,
в стране насчитывалось двенадцать таких
клубов: «Клюква», «Гротеск», «Парадокс», «Шедевр», «Архигум»,
«Линия», «Чёрным по белому», «Карусель», «Комок», и т.д.
В конце 80-ых годов, с возникновением ассоциации карикатуристов Советского Союза,
эти клубы прекратят существование.
Сама ассоциация тогда не получила ни нормальный официальный статус, ни финансовую поддержку государства.
Именно по этой причине Виктор Богорад, в 1997 году вместе с двумя другими карикатуристами,
Вячеславом Шиловом и Леонидом Мельником создают творческую группу «Нюанс»,
чтобы оставаться мобильными на медийном рынке.
Большинство клубов и кружков организовывалось в Москве.
Это был единственный город, где существовали два клуба карикатуристов в структуре прессы.
Один при «Московском Комсомольце», а другой при «Литературной Газете».
Здесь ещё в 1975 году был создан городской комитет графических искусств,
организовавший пять выставок карикатур неопубликованных в «Крокодиле».
Понятно что организовать подобные выставки, это всё равно,
что играть с огнём, и художники это понимали,
их часто вызывали в КГБ и в Министерство Культуры,
для дачи объяснений.
Хотя карикатуристы в 1977 году избежали уголовного преследования,
надо отметить, что они почти в открытую насмехались над советской доктриной.
Флаги на их чёрно-белых рисунках тотчас воспринимались как красные, а значит,
это была критика советской власти.
Но несмотря, ни на что художникам удавалось
защитить свои работы так как на знамёнах не было знакомого символа — серпа и молота,
то есть можно было предположить, что речь здесь идёт совсем о другой доктрине.
И всё-таки это был красный советский флаг.
Сегодня М. Златковский говорит во всех интервью,
что цвет флага мог быть какой угодно,
потому как он критикует все идеалы.
«Сегодня я бы использовал сто сорок восемь карандашей,
красный цвет постепенно переходил бы сперва в клубничный, потом в жёлтый, оранжевый и так далее.
Я считаю, что если идеология представляется всего одним цветом,
это значит, что эта идеология фашистская, а потому цвет знамени не имеет особого значения».
Аватара пользователя
Виктор Богорад
 
Сообщения: 5421
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:47 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Виктор Богорад » Вс дек 07, 2008 12:37 pm

Виктор Богорад и Сергей Айнутдинов
представляют


LE DESSIN DE CARICATURE EN RUSSIE COMME MIRROIR DES REPRESENTATIONS

KARINE GRETH

Продолжение 10

В ОЖИДАНИИ РЕВОЛЮЦИИ. ПЕРЕСТРОЙКА.

НЕОБЫЧНЫЙ ДИССИДЕНТ. ВЯЧЕСЛАВ СЫСОЕВ.

Один из новых советских карикатуристов стал очень известным на Западе
благодаря своей острой карикатуре всегда критиковавшей советскую власть.
Этот карикатурист — Вячеслав Сысоев.
Он родился в Москве, 30 октября 1937 года.
Его карьера художника по настощему началась только в 1975 году.
Во время организации одной из неофициальных выставок он предложил две свои карикатуры,
в которых шла речь не о советской действительности,а о Мао Дзе Дуне.
Он тут же познакомился практически со всеми неофициальными карикатуристами
и задал тон тому, что вскоре получило название антисоветской карикатуры,
приняв участие в скандальной выставке художников-неформалов на ВДНХ в сентябре 1975.
Цензура не замедлила вмешаться в его жизнь, и он потерял работу.
Так Сысоев выбрал свой жизненный путь — он полностью отдал себя карикатуре,
отправляя на Запад свои рисунки и отказавшись сотрудничать с советской властью.
Он отрицательно относится к окружающей его действительности и без колебаний выражает это отношение в рисунках,
которые тут же покидают пределы страны и публикуются в Западной Европе.
Однажды случилось то, что должно было случиться: шестнадцатого ноября 1978 года, КГБ устроил у него на квартире обыск.
Были конфискованы не только рисунки, но и рабочие инструменты, книги, альбомы по искусству и кассеты.
Но это его не остановило.
В марте 1979 года, он организовывает фестиваль свободного искусства «Москва-Париж» в одной из московских квартир,
в ответ на официальную выставку «Париж-Москва» открывшуюся в центре Помпиду.
Такая наглость стоила ему пятнадцати суток — он их, конечно же, не отсидел,
уехав из города, после чего в КГБ завели дело на В. Сысоева
«за изготовление и продажу изображений порнографического содержания»
(статья 228 Уголовного Кодекса РСФСР).
Он прятался целых четыре года постоянно поддерживая связь с западной прессой
и живя на заработке от публикаций.
Потом на него донесли, и он провёл два с половиной года в исправительно-трудовой колонии в Архангельской области.
Его рисунки подвергнулись двойной экспертизе, чтобы выявить уровень их антисоветизма и порнографичности.
В. Сысоев стал первым и единственным советским карикатуристом, угодившим в тюрьму за свои карикатуры,
так как только он напрямую, без намёков критиковал советскую власть.
Итак, он был единственным из карикатуристов новой волны, создававшим по-настоящему антисоветские карикатуры.
В своих карикатурах Сысоев критикует социалистическую систему воспитания,
чьей целью является по его мнению полное подавление свободы мысли и слова.
Он часто изображает людей с головами в виде наглухо закрытой коробки
и если знать обстановку в Советском Союзе того времени,
то при взгляде на его рисунки становится скорее страшно, чем смешно.
Вячеслав Сысоев является карикатуристом диссидентом советского периода в истории страны
и с этой точки зрения его мужеством можно только восхищаться.
Он пользовался карикатурой как грозным оружием и без колебаний обращался к запретным темам,
таким как очереди за колбасой, бедность, церковь
и даже образ Брежнева.
Его посадили в назидание другим.
Однако не все одинаково оценивали его отвагу.
В противоположность Западу, видевшему в Сысоеве героя диссидентского движения,
многие карикатуристы новой волны считали,
что все это было лишь целенаправленным бегством на Запад,
способом «правильно» смыться из страны.
М. Златковский говорит, что Сысоев сознательно нарывался,
чтобы «заграница вытащила его, восприняв, как героя».
Действительно Сысоев имел на Западе огромный успех.
Во Франции его талант открывается в 1979 году с публикации знаменитой карикатуры «Памятник неизвестному гулагу».
В его поддержку выступают многие общественные организации
(его срок был сокращен благодаря деятельности Международной амнистии),
французский президент лично говорил о нем во время переговоров.
Во Франции были изданы два тома его рисунков и, в общем,
он и не стеснялся просить помощи у Запада.
Но можно ли его действительно обвинить в том, что он намеренно портил отношение с властями?
Наверное все-таки не сознательное бегство из страны заставляло его рисовать...
Однако если присмотреться к судьбе Сысоева после 1989 года,
когда он получил статус политического беженца,
у нас возникают вопросы.
После годового турне по Европе с персональными выставками ему дарят квартиру в Берлине.
И с этого момента Вячеслав Сысоев больше практически не рисует — он издает литературный журнал.
Единственное издание, где еще изредка можно видеть его рисунки — «Московские Новости»,
потому что главный редактор этой газеты частенько наведывается в Берлин.
То ли Златковский прав, то ли события повернулись так,
что Сысоев не видит больше врага — сильнейший тоталитарный режим рухнувший в одночасье
— неизвестно.
Может быть, когда-то в Советском Союзе у Сысоева была потребность высказать свои чувства через рисунки,
то теперь в Германии, в стране свободы слова, у него такой потребности больше нет?
Во всяком случае, одно можно сказать точно
— влияние Сысоева на историю русской карикатуры огромно.
Продолжение следует.
Аватара пользователя
Виктор Богорад
 
Сообщения: 5421
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:47 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Андрей Рыжов » Вс дек 07, 2008 2:02 pm

Виктор Богорад писал(а):Большинство клубов и кружков организовывалось в Москве.
Это был единственный город, где существовали два клуба карикатуристов в структуре прессы.
Один при «Московском Комсомольце», а другой при «Литературной Газете».

Хотел бы заметить, что клуб в ЛГ, как и клуб карикатуристов газеты "Труд", как и "Клуб молодых юмористов" (КМЮ)
в "Советском Союзе" существовали только на страницах этих изданий. То есть клубами, в которых происходило
общение карикатуристов друг с другом, они не были. Была дружба 4-х авторов ЛГ Владимира Иванова, Виталия Пескова,
Игоря Макарова и Вагрича Бахчиняна. Скорее неоформленным, но действующим клубом стали карикатуристы,
вошедшие в Горком графиков (среди них, конечно, были и основные карикатуристы ЛГ). Клуб в "Труде" приступил к
клубной работе с приходом в него Виталия Пескова в 1987, но и эта работа скорее была проведением мастер-классов.
Андрей Рыжов
 

Сообщение Виктор Богорад » Чт дек 11, 2008 8:33 am

Внимание.
Я начал вставлять рисунки, приведенные
в диссертации.
Время от времени советую просматривать текст. :D
Аватара пользователя
Виктор Богорад
 
Сообщения: 5421
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:47 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение митя » Пт дек 26, 2008 2:50 pm

Karine писал(а):Wow :D

Nichego sebe :)))

Spassibo za perevod :wink:

Privet Vsem :mrgreen:

Karine Greth :P

Карина, привет! Это Митя...
Мы виделись в Сент Жюсте в 2003 году...
митя
 
Сообщения: 1629
Зарегистрирован: Пт мар 23, 2007 4:47 am
Откуда: пермь

Сообщение Sergei Tunin » Пт дек 26, 2008 4:35 pm

Этот привет никуда не дойдёт...
Аватара пользователя
Sergei Tunin
 
Сообщения: 8662
Зарегистрирован: Вс сен 03, 2006 9:00 pm

Сообщение Андрей Рыжов » Пт дек 26, 2008 6:38 pm

Sergei Tunin писал(а):Этот привет никуда не дойдёт...

Сергей, как это обычно бывает, абсолютно прав. Вот профиль Этой Karine:
Зарегистрирован: 21.11.2008
Всего сообщений: 1
[0.00% от общего числа / 0.03 сообщений в день]
Найти все сообщения пользователя Karine
Откуда: ------------------------
Сайт: ----------------------------
Род занятий: ------------------
Интересы: ---------------------

Так забрёл человечек по случаю.
Андрей Рыжов
 

Сообщение Василий Александров » Сб дек 27, 2008 6:22 am

Друзья, а вы перечитайте внимательно материал, обратите внимание на авторство.
Тогда станет понятно, кто такая KARINE GRETH.
И вообще, жалко, что интересный пост Богорада, который хорошо бы смотрелся как единое целое, зачем-то снабдили посторонними комментариями и картинками :twisted:
Скорее всего, всё лишнее просто удалим. Или перенесём.
Аватара пользователя
Василий Александров
Moderator
 
Сообщения: 15538
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 4:16 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Андрей Рыжов » Сб дек 27, 2008 9:44 am

Удалить, однозначно.
Но кто такая KARINE GRETH я не понял.
Андрей Рыжов
 

Сообщение zlatkovsky » Сб дек 27, 2008 11:26 am

Карина Грет-автор этой диссертации, кот. она с успехом защитила года два назад. Консультантами ее работы были Богорад и Златковский.
Там не мало мелких оплошностей, но, тем не менее, эта работа -единственная и достаточно полная история соврем. карикатуры в России.
всем привет!
Аватара пользователя
zlatkovsky
 
Сообщения: 2973
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 2:59 am
Откуда: russia

Сообщение Андрей Рыжов » Сб дек 27, 2008 11:58 am

А я то, олух, увидел Виктор Богорад и Сергей Айнутдинов
представляют
,
а рассмотреть обложку не удосужился.
Андрей Рыжов
 

Сообщение Ludmila » Сб дек 27, 2008 12:05 pm

Андрей Рыжов писал(а):А я то, олух...
Что делать, на ком-то природа должна же отдохнуть...
Аватара пользователя
Ludmila
 
Сообщения: 933
Зарегистрирован: Вс окт 07, 2007 1:37 pm
Откуда: Israel

Пред.След.

Вернуться в Искусство карикатуры

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4