Виктор Богорад » Пт май 18, 2007 7:26 am
Статья из "Делового Петербурга"
Содержит некоторые ответы
на некоторые вопросы.
Рассказать смешно без слов
Рынок петербургских карикатуристов невероятно тесен и крайне малочислен. Прославившийся в начале 1990-х за череду крайне острых политических карикатур, художник Виктор Богорад, публикующий свои работы с 1973 года, насчитал всего 12 человек, представителей «петербургской школы карикатуры».
Если посмотреть на этот рынок тщательнее, замечаешь, как четко разделены между карикатуристами все возможные области их профессиональной деятельности: СМИ, реклама, полиграфия. Копнув еще глубже, понимаешь - это клан, в самом положительном смысле слова, чья история уходит на 30 лет назад в прошлое.
Никакой конкуренции между карикатуристами нет и быть, в принципе, не может, поскольку, чуть больше чем на десять человек приходятся десятки газет и журналов, рекламные агентства и книжные издательства. Мэтры карикатуры закрепились за газетами: Александр Сергеев, «Дело», Леонид Мельник «Комсомольская правда», Вячеслав Шилов «Мой район», Виктор Богорад «Город», Михаил Ларичев «Вести», Александр Зорин «Реклама Шанс». Николай Воронцов больше занимается детской книжной графикой, карикатурист Марина Бондаренко занимается росписью посуды. «Конкуренция – говорит Виктор Богорад, - возникает тогда, когда спрос меньше чем предложение. На сегодняшний день спрос значительно его превосходит».
Таких художников, кто в прямом смысле слова, живет за счет занятия карикатурой - не существует. Даже перечисленные авторитеты, не отказывают рекламным агентствам в разработке рекламных кампаний и логотипов.
Газетные карикатуристы рисуют в среднем 6-7 картинок в день, на тему важнейших информационных поводов. Аналогичным образом проходит и работа с рекламными и полиграфическими компаниями: заказчик объясняет чего он хочет увидеть, карикатурист делает 5-10 вариантов. Лучший из них заказчик оплачивает. «Сколько точно зарабатывает, карикатурист, как правило, не знает, потому что гонорары за использование карикатур присылают постоянно. Это может быть и 72 рубля за рисунок напечатанный в Нижнем Тагиле и 1600 рублей, за публикацию в столичном издании». - разъясняет ситуацию Воронцов.
Существует ли особенный петербургский стиль? "Судить, это дело критиков. Существовал ленинградский, стиль и, я думаю, он сохранился по сей день. Я повторю, что писали в 70-е критики: ленинградский стиль отличается большей литературностью и интеллигентностью. Проявился образ культурной столицы" - отвечает Виктор Богорад. Петербургский стиль, в отличие от московского, более сдержан эмоционально и корректен по отношение к объекту карикатуры. Время практически не изменило язык и тематику карикатуры, каждый конкретный автор обладает особенностями рисунка: она может выражаться в сближении с мультипликацией и взаимодействии с живописью или графикой (группа «Нюансы»), а может зависеть от увлечений автора - прожившие месяц в горах Бронзит и Газизов нарисовали на эту тему серию карикатур.
Вне рамок
Сейчас рынком востребована коммерческая карикатура, заказываемая рекламными и книгопечатными компаниями. Здесь нужно отметить успешный случай Николая Воронцова. Он по зову рынка переключился на оформление детских книг и юмористических открыток. «Каждый карикатурист нашел свою нишу, свою нишу я нашел в детской иллюстрации. Приятная работа, которую я делаю с удовольствием. А если заказчик начинает меня «насиловать» своими условиями работы, могу совершенно спокойно ему отказать» - поясняет Воронцов. Книжный бум, рождает устойчивый спрос. Карикатура ушла в область творчества «для вечности».
Кроме сотрудничества с газетам Виктор Богорад и его коллеги -Вячеслав Шилов и Леонид Мельник - еще в 1997 году, объединившись в группу «Нюанс», создали направление «Artoon». Термин «artoon» - игра слов. «Сartoon» - карикатура и «art» – искусство. Получается, «artoon» – карикатура, как произведение искусства.
Это большие цветные картины, в которых карикатура скрещивается с графикой.
Марина Бондаренко, осознав для себя невозможность зарабатывать на карикатуре, которой посвятила два десятилетия, занялась росписью тарелок. Теперь из ее рук выходят целые серии посуды, например, великая история группы «Биттлз». Из карикатуры в роспись Марина перенесла толику юмора и умение рассказать историю без слов. В 1990-е годы Бондаренко устраивала выставки карикатуристов, приуроченные к 1 апреля и в рамках международного фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап». Сейчас организовывать выставки стало гораздо сложнее. «Были попытки делать грандиозную выставку карикатуристов на тему смерти - «Happy End», такие неожиданные размышления. Набралось много работ, все художники на эту тему рисуют, но за аренду места потребовали огромные деньги. Русский музей предложил организовать выставку, но нужно было 20 000 евро, расходы, то се. В итоге мы отказались» - разъясняет Марина.
Академия художеств, Мухинское училище, Санкт-Петербургское художественное училище им. Н.К. Рериха – никогда не готовили и не готовят профессиональных карикатуристов, впрочем, так обстоят дела в России в целом. В это время, к примеру, в Южной Корее профессиональной подготовкой карикатуристов занимается около 150 учебных заведений.
Никто не научит вас быть карикатуристом, как же им стать? Свое видение становления карикатуриста рассказывает Николай Воронцов: «Надо подобрать подходящую семью. Папу с мамой найти, родится у них, стать карикатуристом. Либо, поступить в какой-нибудь ВУЗ инженерный или медицинский, с тоски. Помаяться там и стать карикатуристом».
Карма такая
В 1976 году в Ленинграде был организован «Клуб ленинградских карикатуристов». Он просуществовал до 1985 года, когда в ходе изменения политического курса, совершенно естественно, произошел газетно-журнальный бум. Большинство карикатуристов потянулось в полиграфию.
«Клуб ленинградских карикатуристов» первое место, где карикатуристы смогли поделиться опытом. Еженедельные сборы клуба, стали для них своеобразной школой профессионального мастерства. Все вышеупомянутые художники имели самое непосредственное отношение к этому сообществу. В нем состояли ныне успешные аниматоры Константин Бронзит и Ринат Газизов, Борис Петрушанский - долгое время работавший директором и художником театра «Лицедеи», ныне директор артистического ресторана, книжный график Сергей Лемехов, иллюстратор Евгений Осипов и, чуть ли не единственная в России, женщина-карикатурист Марина Бондаренко.
За неимением в учебных заведениях соответствующих факультетов клуб стал школой мастерства, местом обмена опытом. Ведь, гуманитарное образование у карикатуристов большая редкость. За исключением, разве что, Александра Сергеева, закончившего полиграфический институт, Вячеслава Шилова и Леонида Мельника – закончивших журфак ЛГУ, остальные художники учились в технических ВУЗах вроде ЛИАПа или ЛЭТИ. Виктор Богорад, выпускник ЛЭТИ, объясняет: «Это связано с системным мышлением, анализ, выводы. Это не эмоции, как у гуманитариев, а такой технический подход к проблеме. Большинство юмористов тоже заканчивали технические вузы Семен Альтов, Михаил Мишин, Михаил Жванецкий, но писатель мыслит вербально, а карикатурист - образно».
Сергей Минченко