Карикатура без слов и карикатура, использующая текст

Карикатура как вид изобразительного искусства. Обсуждение стилей, художников, история жанра, критика, будущее карикатуры.

Модераторы: Andrey Feldshteyn, Administrator

Сообщение Виктор Богорад » Чт апр 19, 2007 2:23 pm

...
Последний раз редактировалось Виктор Богорад Чт авг 06, 2009 10:38 am, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Виктор Богорад
 
Сообщения: 5421
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:47 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Andrey Feldshteyn » Чт апр 19, 2007 2:52 pm

"А вот Фельдштейн стал текст использовать" - отметил как-то Михаил Кузьмин в начале 80-х.
Незначительное замечание это по тем временам звучало несколько ортодоксально - в новой
карикатуре царили пуристы-бессловесники. С тех пор чувствую своей особой обязанностью следить
за развитием парадоксальной карикатуры, использующей подпись как необходимый элемент рисунка.

Увлечение словесными комментариями не свалилось с небес: в 80-х автор пребывал в состояниии
непроходящей эйфории от чтения эпизодически проникающих через границу номеров Нью Йоркера.
Кроме чудесно нарисованных картинок совершенно удивительное впечатление производили
многочисленные подписи, с трудом переведенные, больше додуманные. В этой "додуманности"
собственно и был весь смак - читатель поневоле становился соавтором карикатуриста,
создавая собственную трактовку диалогов и комментариев. Очень это было похоже на восприятие
широкой публикой песен Битлов: то что не понималось на сознательном уровне,
поступало прямым путем в сердце слушателя...

Для меня стало открытием, что 80-90% картинок в горячо любимом журнале обязательно
используют подпись (именно подпись - caption, т.н. пузыри с текстами практически не используются
в журнальной карикатуре, они - скорее атрибут комиксов и стрипов.)
В попытке разобраться, в чем же магия хорошего текста под картинкой, автор пришел
к следующим выводам:
- подпись позволяет играть на совершенно другом
уровне, она делает одиночную карикатуру протяженной во
времени, из мгновенного снимка возникает повесть, а то
и роман. Текст служит как-бы дорожкой к особому
дзеновскому восприятию, когда каждое мгновение (сиречь
одиночная картинка) вмещает в себя и прошлое и
будущее, когда оно наполнено связующей силой единения
тебя и окружающего мира (сила "Ки"). Конечно подобного
состояния можно достигнуть и бессловесной картинкой,
слова - просто еще один замечательный инструмент в арсенале
художника.
- текст под рисунком позволяет более деликатно препарировать ситуацию, указывать на отношения,
которые сложно подать визуально.

Но подпись подписи рознь, у американцев я часто вижу
неоправданные длинноты, у соотечественников -
варварское коверканье языка и примитивизмы. Думаeтся, что
основное правило: никакого насилия над словом, фраза
должна быть как позвякивание буддийского колокольчика
(хорошо, когда он в тебе звучит.)

Жила как-то в Японии некая пишущая дама по имени Сэй
Сенагон (веке в 11-м вроде.) Явилась она
родоначальницей нового, чисто японского жанра
"дзуйхицу" ("вслед за кистью"). Принцип жанра - в
писании без какого-то изначального плана, как бы
следуя за пером (кистью в Японии), куда бы оно ни
привело. Подобное свободное изложение - по-моему идеал
для карикатуриста пишущего, обычно скованного целым
набором жанровых ограничений.

Мне кажется, что за карикатурой с текстами - определенное будущее в России. Тут уже говорилось
об ограниченности словаря графических символов, цепи повторов и заимствований тем. Добавление
слов повышает вариабельность, позволяет обойти стандартные решения. Текст делает карикатуру
более авторской, интимной, если угодно.

Другими словами, карикатура - существо симбиотическое, имеющее множество конечностей и отростков.
И если она хорошо справляется с какой-то задачей одной левой - то и слава Богу! (Всегда испытываю
восторг от лаконично решенной чисто графической работы.) Но если ей потребуется для чего-нибудь
8 ног и четыре хвоста - почему мы должны ей отказывать? :wink:
Последний раз редактировалось Andrey Feldshteyn Сб янв 26, 2008 11:20 am, всего редактировалось 6 раз(а).
Andrey Feldshteyn
http://www.cartoonblues.com
Аватара пользователя
Andrey Feldshteyn
 
Сообщения: 12264
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 12:45 pm
Откуда: Minneapolis, USA

Сообщение Виктор Богорад » Чт апр 19, 2007 5:12 pm

...
Последний раз редактировалось Виктор Богорад Чт авг 06, 2009 10:38 am, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Виктор Богорад
 
Сообщения: 5421
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:47 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Andrey Feldshteyn » Чт апр 19, 2007 5:37 pm

Виктор Богорад писал(а): Обычно обложка журнала-цветная карикатура без слов.

Иногда плакат, и часто - картинка с настроением, не имеющая отношения к карикатуре.

Виктор Богорад писал(а):Внутри- большинство картинок ч/б с подписями.
Если не знаешь язык, то картинки воспринимаются
как просто иллюстрации к тексту.

Действительно, со стороны так выглядит. Поразительно, что рассыпанные по страницам карикатуры не имеют к статьям НИКАКОГО отношения.

Виктор Богорад писал(а):Возможно, за такой карикатурой будущее-
набрал в компе образ начальника из приведенных
вариантов начальников, обстановку кабинета,
подчиненного и... остается придумать фразу
остроумную. Вот ты и карикатурист.

Но ведь и карикатура без слов не застрахована от этого: Миша уже описал нам "перекрёстно-диагональный" метод изобретения новых картинок. К заданной среде подбираешь персонажей, к персонажам - их атрибуты и действия... Оригинальная подпись может хоть как-то разрушить жесткие рамки такого "изобретательства..."
Andrey Feldshteyn
http://www.cartoonblues.com
Аватара пользователя
Andrey Feldshteyn
 
Сообщения: 12264
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 12:45 pm
Откуда: Minneapolis, USA

Сообщение Vladimir Kamaev » Чт апр 19, 2007 5:46 pm

Сергей Репьёв писал(а):Считай Тюнин "Крокодил" недостойной для себя площадкой, не печатался бы там.


Ну мало ли, кто где печатался. Кушать всем надо.
Аватара пользователя
Vladimir Kamaev
 
Сообщения: 486
Зарегистрирован: Ср мар 21, 2007 7:59 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Виктор Богорад » Чт апр 19, 2007 5:50 pm

...
Последний раз редактировалось Виктор Богорад Чт авг 06, 2009 10:38 am, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Виктор Богорад
 
Сообщения: 5421
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:47 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Andrey Feldshteyn » Чт апр 19, 2007 6:13 pm

Виктор Богорад писал(а):Миша просто пошутил. Я не знаю никого, кто этим методом пользовался. :D


Понятное дело.
Но вот очень многие синдикатируемые художники описывают т.н. авторский "block", другими словами - стопор, когда хоть убей, а ничего оригинального карикатурист выдавить из себя не может. А у него контракт - каждый день он обязан создать микрошедевр о каком-нибудь викинге, интеллигентном пингвине и пр. Иногда это непросто, особенно после 5-10-ти лет рисования одного и того же персонажа. Описанная методика - возможный путь разрешения кризиса воображения.
Andrey Feldshteyn
http://www.cartoonblues.com
Аватара пользователя
Andrey Feldshteyn
 
Сообщения: 12264
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 12:45 pm
Откуда: Minneapolis, USA

Сообщение Виктор Богорад » Чт апр 19, 2007 6:22 pm

...
Последний раз редактировалось Виктор Богорад Чт авг 06, 2009 10:39 am, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Виктор Богорад
 
Сообщения: 5421
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 1:47 am
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Andrey Feldshteyn » Чт апр 19, 2007 6:42 pm

Виктор Богорад писал(а): Интересно, как они описывают выход из блока? :D


Художники Нью-Йоркера иногда перебирают письма от фанатов с надеждой зацепить какую-нибудь идею. Кто-то листает свои старые почеркушки. Некоторые авторы обращаются к методикам, описанным в "Голом Карикатуристе" Мэйнкофа (книжка есть у Саши Сергеева.)
Andrey Feldshteyn
http://www.cartoonblues.com
Аватара пользователя
Andrey Feldshteyn
 
Сообщения: 12264
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 12:45 pm
Откуда: Minneapolis, USA

Сообщение Elkin Sergey » Чт апр 19, 2007 10:18 pm

Как гласит старая самурайская пословица: "пуля - дура, меч - молодец".
Настоящему рыцарю-самураю пользоваться огнестрелом было неприлично. Так и в карикатуре - рисунок без подписи это изящно и благородно. А с подписью.....

В конце концов самурайская элита была истреблена оружейным огнем.
Аватара пользователя
Elkin Sergey
 
Сообщения: 676
Зарегистрирован: Вт июл 25, 2006 1:58 pm
Откуда: Москва

Сообщение Andrey Feldshteyn » Чт апр 19, 2007 10:38 pm

Elk писал(а):В конце концов самурайская элита была истреблена оружейным огнем.


Настоящая элита неистребима!!! :D

Изображение
Andrey Feldshteyn
http://www.cartoonblues.com
Аватара пользователя
Andrey Feldshteyn
 
Сообщения: 12264
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 12:45 pm
Откуда: Minneapolis, USA

Сообщение Сергей Репьёв » Пт апр 20, 2007 1:20 am

Vladimir Kamaev писал(а):Ну мало ли, кто где печатался. Кушать всем надо.

Надо поискать его рисунки в "Крокодиле Конвоира"... :lol: :lol: :lol:
Аватара пользователя
Сергей Репьёв
 
Сообщения: 527
Зарегистрирован: Пт мар 02, 2007 7:56 am
Откуда: Москва

Сообщение Юрий Акопян » Пт апр 20, 2007 5:08 am

Проблема еще в незнании. Наши друзья, гиперболизирующие значение рисунка "без слов",
просто не знакомы с классикой. Я, например, хорошо знаком с работой Ренчина и Йиранека
(даже письменные переводы есть), кое-что переводил для себя из Семпе, а недавно, как мне
представляется, адекватно перевел подпись к рисунку Дж.Бута, читал также переводы некоторых
"Пенутсов" итд.

Но мало еще только понимать, нужно еще иметь вкус к такому творчеству, когда нюансируешь
слово, реплику, фразу в единстве с линией, ее пластикой, гримасой, жестом; одно дело фраза сама
по себе, с тем юмором, который она содержит, другое дело, когда ты проигрываешь ее, отелесниваешь
каким-нибудь лупоглазым, моторным, решительным персонажем, который к тому же, судя по его речи,
склонен к поэтическому медитированию, ну и тому подобное.

У меня вкус к такому нюансированию воспитывался в процессе когдатошнего разглядывания
рисунков Ротова, Семенова, Ведерникова. Потом в сферу внимания попали рисунки со словами в
журнале "Америка", где меня особенно поразил У. Стейг. Некоторое время я просто эти работы не
понимал. Это была новая для меня эстетика и поэтика, где слова соотносились с психологическим
состоянием рисованных персонажей и я собственно не понимал, что рисунок передавал
аффектированное состояние персонажей и слова надо было толковать в таком контексте.
Здесь внутреннее театрализовывалось, психический мир выводился на подмостки - юмор таился в этом.

Нет смысла противопоставлять два подхода, достоинства одних не перечеркивают достоинства других.

Что значит иллюстрация, в том смысле, в котором употребил Виктор? Строго говоря любая картинка
(в том числе и "без слов") - иллюстрация, но в хорошем рисунке со словами, слова эти не
иллюстрируются рисунком, а составляют с ним одно целое, нераздельные рисунок
и слова здесь являются "иллюстрацией" чего-то другого.
Аватара пользователя
Юрий Акопян
 
Сообщения: 12910
Зарегистрирован: Пт фев 23, 2007 5:36 pm
Откуда: Москва

Сообщение Andrey Feldshteyn » Пт апр 20, 2007 11:10 am

Юрий Акопян писал(а): Нет смысла противопоставлять два подхода, достоинства одних не перечеркивают достоинства других.


Абсолютно.

Черти Ньюйоркеровцы десятилетиями оттачивали искусство легкой, льющейся как Шардоне фразы,
они мастерски использовали слэнг Бродвейской публики, расхожие фразы с ТВ шоу и популярных
бестселлеров. Над словесными гэгами работали лучшие профессионалы, из тех, кого
можно было найти на Восточном побережье (потому как платили хорошо...) В результате вся
американская карикатура смогла выдержать натиск бессловесной европейской в 50-х, 60-х.
Ну и слава Богу! Они создали свою карикатурную субкультуру, которая по настоящему
оригинальна, глубоко психологична, склонна играть на нюансах (Богорад! :wink: ) и пр. и пр.

Для карикатуры с текстом также действует главное правило жанра: работа должна быть лаконичной
и ясно читаемой. Отсюда и мои пожелания к характеру текста (см. выше в этом же посте.)
Последний раз редактировалось Andrey Feldshteyn Вс апр 22, 2007 10:02 pm, всего редактировалось 1 раз.
Andrey Feldshteyn
http://www.cartoonblues.com
Аватара пользователя
Andrey Feldshteyn
 
Сообщения: 12264
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 12:45 pm
Откуда: Minneapolis, USA

Сообщение Игорь » Пт апр 20, 2007 5:07 pm

Приветствую, карикатуристы!
Забрел на ваш форум...
Жаль, что журнал "Нью-Йоркер" был мне в советское время недоступен, хотя по
"Улыбкам разных широт" и перепечаткам в журналах соцстран, можно было судить о нем тоже.
В клубе карикатуристов Московского комсомольца начала 80-х было правило, что карикатуры
должны быть без слов. И мы все старались придумывать такие. Повторов рождалось куча.
До сих пор нахожу чьи-то работы, которые дублируют и мои первые рисунки того периода,
и других коллег... Все-таки жанр без слов богат повторами как никакой другой...
А потом мы попробовали походить в другие редакции, в "Труд", где можно было со словами.
После бессловной карикатуры так это показалось здорово... (Удивительно потом было,
что художником МК стал как раз автор, как раз-таки "страдающий" длинными текстами... :D
Хотя без слов, конечно, карикатура универсальнее и чаще смешнее, особенно когда вдруг
доходит ее смысл.
У болгар, как я заметил, например, в журнале Карикатура (не знаю, сохранился ли он еще),
карикатура без слов плавно перешла в графику, фантасмагорию, формалистские такие
изыски, юмор практически ушел...
В комиксах, кстати, высшим пилотажем считается сделать комикс вообще без слов. Помню,
у меня такое тоже удавалось. Особенно комикческие сюжеты...
Аватара пользователя
Игорь
 
Сообщения: 298
Зарегистрирован: Пт апр 20, 2007 12:01 pm
Откуда: Москва, Россия

Пред.След.

Вернуться в Искусство карикатуры

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6