Витя, спасибо за линки, теперь проще иллюстрировать мою мысль.
Вот три первые работы из твоего списка:
Вывеска: Национальный Институт Исследования Табака.
Классно! "Люди Дыма" вместо просто "курильщиков"
(игра слов: курить и дым пишутся одинаково.)
С трех до четырех тридцати, Сэр, Вы планировали подумать, а не была ли Ваша жизнь одной
огромной ошибкой.
Просто думайте обо мне, как об еще одном бухгалтере, мистер Бекмайер.
Например, как о бухгалтере - с бумагорезательной машинкой.
Для меня критерием настоящей карикатуры является следующее: содержит ли она какую-то
оригинальную идею, гэг? Насколько эффективно доносит она эту идею до читателя? Во всех
приведенных случаях и гэг, и эффективная передача на мой взгляд присутствуют.
Типичный читатель Нью Йоркера скорее всего улыбнется.
Возможно ли передать буквально эту же идею со всеми нюансами при помощи картинки без слов?
Думаю - это будет невероятно трудно, просто невозможно.
Можно ли использовать эти тексты как чисто словесные гэги? По-видимому да, но количество
дополнительных комментариев, описывающих мизансцену, персонажей, их характеры,
убьет весь юмор уже в зародыше. Отказ от визуальной формы сильно ограничивает автора в
изобразительных средствах, и как следствие - высушивает идею.
Эти два соображения и указывают на естественность существования ниши для картинок с текстом.
Любые другие способы передачи авторской идеи для рассматриваемых рисунков
были бы просто неэффективны.
Сказанное еще более очевидно для карикатур, где изображение уже само по себе несет нечто
парадоксальное, где гэг заложен в основном в рисунке. Как например в этой работе Аддамса:
Мэйнард, я тебе говорю, на этот раз ты просто обязан выйти на улицу и взглянуть на Луну.
Конечно же существуют работы, где рисунок напоминает схему, а текст - надпись на стенке лифта.
Но почему же мы должны тратить время на обсуждение бездарных работ?