Кёнуль Халилова
"Молла Насреддин": Charlie Hebdo по-азербайджански
За сто лет до того как исламские экстремисты напали на журналистов французского сатирического еженедельника Charlie Hebdo,
во времена Российской империи, другой очень похожий сатирический журнал играл важную роль в жизни мусульман Кавказа.
Азербайджанский еженедельный журнал "Молла Насреддин" печатал революционные по тем временам материалы, высмеивая и русского царя,
и иранского шаха.
"Молла Насреддин" активно выступал за распространение влияния Запада
Основанный в 1906 году журнал, смело обсуждал политические события и, кроме того, боролся за права женщин и всячески приветствовал
распространение западного влияния на исламском Востоке.
Главным редактором журнала был Джалил Мамедкулизаде, известный также под именем Мирза Джалил, знаменитый азербайджанский журналист
и писатель.
В его романе "Мертвецы" главного героя, атеиста и алкоголика, считают сумасшедшим за то, что он привык говорить правду о темных
сторонах жизни. Например, о том, что девятилетнюю девочку принуждают выходить замуж за 50-летнего мужчину.
Первый выпуск журнала
Свое название журнал получил по имени фольклорного персонажа Моллы Насреддина (также известного как Ходжа Насреддин).
Он является героем множества сатирических рассказов и анекдотов.
На обложке первого выпуска журнала "Молла Насреддин" изображена "пробуждающаяся нация Востока". В последующие двадцать
лет своего существования журнал сделал себе имя, показывая мир своим читателем через карикатуру и текст.
Другой известный писатель того времени, Абдуррагим-бек Ахвердиев писал в своих воспоминаниях: "Первый выпуск журнала
был настоящей бомбой. Муллы говорили, что подобному журналу не место в доме мусульманина. А если он окажется в доме,
надо взять его щипцами и бросить в нужник".
В отличие от других изданий того времени, имевщих большое влияние в Турции, России или Персии, "Молла Насреддин"
обращался к малообразованным читателям.
Разница между светским...
... и религиозным образованием
Текст в журнале был очень простым, а карикатуры доступны для понимания, часто изображая религиозных лидеров,
которых журнал называл врагами образования и светского общества.
Мирза Джалил сказал бы, что его журнал был продуктом своего времени, когда необразованное большинство управлялось
Персидской и Российской империями, а направление обществу задавалось религиозными лидерами.
Журнал выпускался на азербайджанском (первоначально в арабском алфавите, а позже, после прихода к власти большевиков, латинском).
Иногда журнал выходил и на русском.
В журнале публиковались, например, карикатуры, недвусмысленно указывающие на разницу между образованием религиозным, или "азиатским",
и светским, то есть "европейским".
На этой карикатуре изображена реакция отца на рождение сына и дочери
Женщины показывались всего лишь бесправными существами, не имеющими права голоса ни в обществе, ни в семье, где их избивали
и угнетали мужья.
Смертельно опасное дело
"Молла Насреддин" совершенно ясно давал понять, что противопоставляет себя вмешательству религии в частную жизнь и жизнь
светского государства. Безусловно, насмешки над духовными лицами и борьба за права женщин были делом рискованным.
Даже в тюрьме есть окна...
Иранские муллы издали фетву, призывающую к убийству Мирзы Джалила. Он подвергся нападению в Тифлисе, где издавался журнал,
его жизни постоянно угрожали. "Если бы мы издавали журнал в Баку или Ереване (где азербайджанцы тогда составляли национальное
большинство - авт.), они бы просто убили меня", - объяснял Джалил.
Но для своих читателей журнал открывал окно в мир политики, пусть и в сатирической форме.
Большое влияние на Мирзу Джалила оказали русские писатели, особенно Гоголь и Чехов.
В команду журнала входили немецкий карикатурист Оскар Шимерлинг, живший в Тифлисе,
и азербайджанский художник Азим Азимзаде. В "Молле Насреддине" работал поэт-сатирик Мирза Алекпер Сабир,
который в стихотворной форме писал о правах женщин и необходимости образования.
Новые времена
В 1918 году журнал сыграл важную роль в основании Азербайджанской Демократической Республики,
которая просуществовала всего два года, до прихода к власти большевиков.
Зейнал Мамедли, медиа-эксперт из Азербайджана говорит, что большинство министров новой республики
были поклонниками "Моллы Насреддина".
Еженельник сыграл не последнюю роль в том, что в 1919 году женщинам Азербайджана было дано право голосовать,
в это же время в Великобритании и США женщины тоже получили право голоса.
Только листая старые копии журнала в азербайджанской Национальной библиотеке, становится очевидно, насколько
талантливы были авторы и художники "Моллы Насреддина".
Турецкий султан получает холодный душ от влиятельных держав вместо острова Крит, на который он претендовал.
Например, в 1929 году в одном из выпусков журнала было опубликовано изображение пророка Мухаммеда, хотя его лицо не было показано.
К этому времени Азербайджан стал одной из советских республик и журнал стал выпускаться в Баку. При том, что большинство населения
составляли мусульмане. Одна из карикатур изображала диалог между Иисусом и Мухаммедом и показывала людей, выпивающих на Рождество,
давая читателю понять, что мусульмане, несмотря на религиозные запреты, употребляли горячительные напитки.
Но существование журнала при Советской власти продлилось недолго. В начале 30-х годов власти потребовали от Мирзы Джалиля переименовать
журнал в "Безбожника", чтобы соответствовать принципам советской идеологии.
Бессменный редактор журнала так и не смог смириться с большевистской цензурой и вскоре покинул свой пост.
Источник: http://www.bbc.co.uk/russian/society/20 ... _nasreddin