Юрий Акопян » Чт апр 04, 2013 12:00 pm
Коллективные выставки повод потусоваться участникам, выпить, закусить, поговорить. Что хорошо. Писать же о такой выставке сложно и даже не потому, что она калейдоскопична, что авторов много и они очень разные, порой с несовместимой эстетикой и идеологией, но больше из-за того, что непонятно срезом чего является экспозиция. Каждый раз часть работ очевидно старые, про остальные, поскольку не датированы, трудно понять новые они или нет, остается догадываться, и лишь на некоторых стоит дата, свидетельствующая о том, что созданы они после предыдущей апрельской выставки. Думаю, что хотя бы одно правило не помешало бы этому регулярному мероприятию с тридцатипятилетним стажем. Блиц (на форуме), например, - это то, что создается вот сейчас, как бы на твоих глазах, а ежегодная выставка - это место, где должно быть представлено лучшее за минувший год, когда можно проследить движение времени, зафиксировать тенденции, диагностировать прорывы или застой.
Надежда на структурирование экспозиции мало реальна, но кое-что в этом смысле иногда происходит. На нынешней выставке это мемориальная часть, включающая стенд, посвященный Алексею Червякову (1956 – 2013) и отдельный зал, отведенный отцу и сыну Каневским, Аминадаву Моисеевичу (115 лет со дня рождения, 1898 - 1972) и здравствующему ныне Владимиру Аминадавовичу (75 лет).
1.
Участники нашего форума хорошо знают работы Червякова, практически в режиме нон-стоп появлявшиеся на ветке «А вот картинка!» на протяжении последних двух лет. Для тех, кто не видел оригиналы, скажу, что обычно они небольшого размера, с почтовую открытку или чуть больше, что, возможно, кого-нибудь удивит, поскольку его композиции по архитектонике вполне монументальны и как-то ждешь больших плоскостей. Впрочем, судя по попадавшим на глаза фото с разных вернисажей, есть у него листы или картоны большого размера.
Мне всегда нравились работы Алексея и тогда, когда они были сюжетны с несколько театральными, тщательно фактурно проработанными и линейно прорисованными персонажами, и нынешние, где изображенный мир сведен к лаконичным и базовым символам в их взаимодействии.
Предметов, элементов, сущностей немного: двери, окна, облака, лампочки, выключатели, уличные светильники, деревья, месяц, какие-то рудиметарные человеческие силуэты с плавающими в воздухе, отдельно от тела, головами… Игра масштабами, когда электрические лампочки столь массивны, что, кажется, и палкой не разобьешь, когда выключатель во всю стену, словно это предметы из обихода бробдингнегов, оказавшиеся в доме лилипутов.
Странная механика облаков, вдвигающихся, не меняя масштабов, с неба через двери и окна в помещения.
Столб света с окошком.
Вполне себе аутичный юмор с его логикой материализации дырки от бублика, которую можно повесить на гвоздик.
И еще постоянный мотив тяжести и невесомости, словно в развитие мандельштамовского: «Сестры - тяжесть и нежность - одинаковы ваши приметы.»: гиря плывущая в компании с двумя облачками по небу.
Это какой-то мир закулисья кукольного театра с его волшебной машинерией, не очень веселый, но все же освещенный меланхолической усмешкой его хранителя.
Жаль, что этот проект, над которым без устали работал его автор, прервался на полуслове.
Аминадав Каневский, один из немногих художников «Крокодила», который мне тоже нравился всегда. Наверное, потому что первое знакомство с ним произошло через книгу о Буратино, которую он замечательно проиллюстрировал. Но и в журнале он вроде не был слишком уж одиозным в политическом смысле бичевателем, в основном специализировался на производственной и бытовой тематике. К тому же у него была яркая и современная графика, такая, что его можно было назвать «модернистом» среди крокодильцев. Причем не очень понятны истоки его манеры. Ведь большинство старшего поколения художников «Крокодила» в той или иной степени испытало влияние немецкого «Симплициссимуса». Из этого ряда, как мне кажется, выпадали двое – Ротов и Каневский. Впрочем, без специального исследования здесь не обойтись.
На выставке представлены рисунки, как я понял, 30-х годов из архива художника: наброски, эскизы, заготовки, то, что можно назвать лабораторией художника (впрочем, судя по редакционной разметке на некоторых работах, предназначены они были для печати, интересно, где?).
Надо сказать, любопытные работы, я бы даже сказал, иногда просто неожиданные.
Вот бородатый кучер-кентавр, на другом листке еще один кентавр, человек, сросшийся со стулом. Так ведь зарождение новой карикатуры «без слов» с новой необычной тематикой и нетрадиционным стилем во Франции было не в последнюю очередь связано с темой кентавра (Тетсю, Морис Анри) и как раз в 30-годы (первые опыты). И вот в это время некоторые наши художники (Ротов, Каневский, из питерцев, наверное, Борис Антоновский с его стрипами «без слов») явно были на грани открытия и освоения нового языка и, если бы не поработивший их агитпроп, неизвестно какое бы развитие получила отечественная карикатура.
Однако далее: пролетка, седок и кучер, играющий на установленном перед ним пианино; парикмахер, бреющий отрезанную у клиента голову; человек, у которого вместо головы керосиновая лампа; высокая корзина, полная яиц, сверху героическая несушка-наседка, а в нижних слоях идет процесс вылупления цыплят, некоторые из которых уже бегают вокруг (есть еще один персонаж, который убегает, зажавши нос, по-видимому, это какая-то иллюстрация, тем не менее, рисунок очень напоминает известную находку нашего современника).
Еще один рисунок, похожий на зарисовку с натуры, но и здесь мы наблюдаем нестандартную гротескно-карикатурную обработку материала: город, мост с зеваками, река, с густо ее обсевшими по берегам рыбаками, забросивших удочки в реку; это явно такое бесперспективное времяпрепровождение, но там вдали одному повезло и он поймал на крючок пролетавшую мимо птицу. Приглядевшись, можно заметить на левом берегу странного персонажа, рыбака с плоской (деревянной?) ногой, привинченной к, похожему на птичье, телу, причем ступни у него, уже без всяких сомнений, натурально птичьи. И это не считая гротескной проработки поз и физиономий многих из персонажей, в этой, казалось бы, наспех сделанной зарисовке.
Вот так, и спасибо организаторам за доставленное удовольствие.
На противоположной стене были развешены многочисленные цветные композиции Владимира Каневского с хаотическим содержанием, но я уже не сумел вникнуть, устал.
Последний раз редактировалось
Юрий Акопян Чт апр 04, 2013 3:05 pm, всего редактировалось 1 раз.
Если тебе трудно превзойти Фу Си, ты можешь по крайней мере стать товарищем Цзи Кана и Жуань Цзи.
Лягушка хоть и прыгуча, а из корзины не выпрыгнет.