2013 г. Московская первоапрельская выставка

Читальный зал клуба, где можно поговорить об интересных книгах, фильмах, полистать старые журналы.

Модератор: Andrey Feldshteyn

2013 г. Московская первоапрельская выставка

Сообщение Юрий Акопян » Чт апр 04, 2013 12:00 pm

Коллективные выставки повод потусоваться участникам, выпить, закусить, поговорить. Что хорошо. Писать же о такой выставке сложно и даже не потому, что она калейдоскопична, что авторов много и они очень разные, порой с несовместимой эстетикой и идеологией, но больше из-за того, что непонятно срезом чего является экспозиция. Каждый раз часть работ очевидно старые, про остальные, поскольку не датированы, трудно понять новые они или нет, остается догадываться, и лишь на некоторых стоит дата, свидетельствующая о том, что созданы они после предыдущей апрельской выставки. Думаю, что хотя бы одно правило не помешало бы этому регулярному мероприятию с тридцатипятилетним стажем. Блиц (на форуме), например, - это то, что создается вот сейчас, как бы на твоих глазах, а ежегодная выставка - это место, где должно быть представлено лучшее за минувший год, когда можно проследить движение времени, зафиксировать тенденции, диагностировать прорывы или застой.
Надежда на структурирование экспозиции мало реальна, но кое-что в этом смысле иногда происходит. На нынешней выставке это мемориальная часть, включающая стенд, посвященный Алексею Червякову (1956 – 2013) и отдельный зал, отведенный отцу и сыну Каневским, Аминадаву Моисеевичу (115 лет со дня рождения, 1898 - 1972) и здравствующему ныне Владимиру Аминадавовичу (75 лет).


1.
Участники нашего форума хорошо знают работы Червякова, практически в режиме нон-стоп появлявшиеся на ветке «А вот картинка!» на протяжении последних двух лет. Для тех, кто не видел оригиналы, скажу, что обычно они небольшого размера, с почтовую открытку или чуть больше, что, возможно, кого-нибудь удивит, поскольку его композиции по архитектонике вполне монументальны и как-то ждешь больших плоскостей. Впрочем, судя по попадавшим на глаза фото с разных вернисажей, есть у него листы или картоны большого размера.
Мне всегда нравились работы Алексея и тогда, когда они были сюжетны с несколько театральными, тщательно фактурно проработанными и линейно прорисованными персонажами, и нынешние, где изображенный мир сведен к лаконичным и базовым символам в их взаимодействии.
Предметов, элементов, сущностей немного: двери, окна, облака, лампочки, выключатели, уличные светильники, деревья, месяц, какие-то рудиметарные человеческие силуэты с плавающими в воздухе, отдельно от тела, головами… Игра масштабами, когда электрические лампочки столь массивны, что, кажется, и палкой не разобьешь, когда выключатель во всю стену, словно это предметы из обихода бробдингнегов, оказавшиеся в доме лилипутов.
Странная механика облаков, вдвигающихся, не меняя масштабов, с неба через двери и окна в помещения.
Столб света с окошком.
Вполне себе аутичный юмор с его логикой материализации дырки от бублика, которую можно повесить на гвоздик.
И еще постоянный мотив тяжести и невесомости, словно в развитие мандельштамовского: «Сестры - тяжесть и нежность - одинаковы ваши приметы.»: гиря плывущая в компании с двумя облачками по небу.
Это какой-то мир закулисья кукольного театра с его волшебной машинерией, не очень веселый, но все же освещенный меланхолической усмешкой его хранителя.
Жаль, что этот проект, над которым без устали работал его автор, прервался на полуслове.


Аминадав Каневский, один из немногих художников «Крокодила», который мне тоже нравился всегда. Наверное, потому что первое знакомство с ним произошло через книгу о Буратино, которую он замечательно проиллюстрировал. Но и в журнале он вроде не был слишком уж одиозным в политическом смысле бичевателем, в основном специализировался на производственной и бытовой тематике. К тому же у него была яркая и современная графика, такая, что его можно было назвать «модернистом» среди крокодильцев. Причем не очень понятны истоки его манеры. Ведь большинство старшего поколения художников «Крокодила» в той или иной степени испытало влияние немецкого «Симплициссимуса». Из этого ряда, как мне кажется, выпадали двое – Ротов и Каневский. Впрочем, без специального исследования здесь не обойтись.

На выставке представлены рисунки, как я понял, 30-х годов из архива художника: наброски, эскизы, заготовки, то, что можно назвать лабораторией художника (впрочем, судя по редакционной разметке на некоторых работах, предназначены они были для печати, интересно, где?).

Надо сказать, любопытные работы, я бы даже сказал, иногда просто неожиданные.
Вот бородатый кучер-кентавр, на другом листке еще один кентавр, человек, сросшийся со стулом. Так ведь зарождение новой карикатуры «без слов» с новой необычной тематикой и нетрадиционным стилем во Франции было не в последнюю очередь связано с темой кентавра (Тетсю, Морис Анри) и как раз в 30-годы (первые опыты). И вот в это время некоторые наши художники (Ротов, Каневский, из питерцев, наверное, Борис Антоновский с его стрипами «без слов») явно были на грани открытия и освоения нового языка и, если бы не поработивший их агитпроп, неизвестно какое бы развитие получила отечественная карикатура.
Однако далее: пролетка, седок и кучер, играющий на установленном перед ним пианино; парикмахер, бреющий отрезанную у клиента голову; человек, у которого вместо головы керосиновая лампа; высокая корзина, полная яиц, сверху героическая несушка-наседка, а в нижних слоях идет процесс вылупления цыплят, некоторые из которых уже бегают вокруг (есть еще один персонаж, который убегает, зажавши нос, по-видимому, это какая-то иллюстрация, тем не менее, рисунок очень напоминает известную находку нашего современника).
Еще один рисунок, похожий на зарисовку с натуры, но и здесь мы наблюдаем нестандартную гротескно-карикатурную обработку материала: город, мост с зеваками, река, с густо ее обсевшими по берегам рыбаками, забросивших удочки в реку; это явно такое бесперспективное времяпрепровождение, но там вдали одному повезло и он поймал на крючок пролетавшую мимо птицу. Приглядевшись, можно заметить на левом берегу странного персонажа, рыбака с плоской (деревянной?) ногой, привинченной к, похожему на птичье, телу, причем ступни у него, уже без всяких сомнений, натурально птичьи. И это не считая гротескной проработки поз и физиономий многих из персонажей, в этой, казалось бы, наспех сделанной зарисовке.
Вот так, и спасибо организаторам за доставленное удовольствие.

На противоположной стене были развешены многочисленные цветные композиции Владимира Каневского с хаотическим содержанием, но я уже не сумел вникнуть, устал.
Последний раз редактировалось Юрий Акопян Чт апр 04, 2013 3:05 pm, всего редактировалось 1 раз.
Если тебе трудно превзойти Фу Си, ты можешь по крайней мере стать товарищем Цзи Кана и Жуань Цзи.

Лягушка хоть и прыгуча, а из корзины не выпрыгнет.
Аватара пользователя
Юрий Акопян
 
Сообщения: 12910
Зарегистрирован: Пт фев 23, 2007 5:36 pm
Откуда: Москва

Re: 2013 г. Московская первоапрельская выставка

Сообщение Борис Эренбург » Чт апр 04, 2013 1:23 pm

После фотографий, выставленных Виктором, и столь интересного эссе Юры, ужасно захотелось побывать на этом празднике. Раз за всех, кому удалось...
Правда, и у нас было неплохо.
С пожеланием успехов - Борис Эренбург
Best regards - Boris Erenburg
Аватара пользователя
Борис Эренбург
 
Сообщения: 8587
Зарегистрирован: Ср мар 14, 2007 1:29 am
Откуда: Israel

Re: 2013 г. Московская первоапрельская выставка

Сообщение Andrey Feldshteyn » Чт апр 04, 2013 1:43 pm

Юра, спасибо за интересный анализ!
Andrey Feldshteyn
http://www.cartoonblues.com
Аватара пользователя
Andrey Feldshteyn
 
Сообщения: 12266
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 12:45 pm
Откуда: Minneapolis, USA

Re: 2013 г. Московская первоапрельская выставка

Сообщение Temur Kozaev » Ср апр 10, 2013 6:01 am

Прочел с интересом, спасибо, Юра
Аватара пользователя
Temur Kozaev
 
Сообщения: 159
Зарегистрирован: Ср сен 19, 2007 9:35 am
Откуда: Moskva

Re: 2013 г. Московская первоапрельская выставка

Сообщение Sergey Samonenko » Ср апр 10, 2013 10:54 am

Юрий Акопян писал(а):На противоположной стене были развешены многочисленные
цветные композиции Владимира Каневского с хаотическим содержанием,
но я уже не сумел вникнуть, устал.

Юра, спасибо большое - очень интересно.
Ты следующий раз подкрепись хорошенько, чтобы вникнуть и рассказать обо всем.
Sergey Samonenko
 
Сообщения: 1969
Зарегистрирован: Пн окт 22, 2007 10:45 am
Откуда: Санкт-Петербург

Re: 2013 г. Московская первоапрельская выставка

Сообщение Юрий Акопян » Ср апр 10, 2013 3:11 pm

Я не собирался обо всем писать (см. преамбулу), но внимательно, с письменной фиксацией, просмотрел всю выставку (на всякий случай). Хотя экспозиция была не очень масштабной - три зала и коридор - но и не камерной по количеству работ, так что я к последней, упомянутой специально, стене притомился естественным образом.
Сформулирую еще раз свои общие претензии к выставке:
частью она анахронична (т.е. требуются временные ограничения);
не структурирована (как минимум должны быть разделены юм. рисунок, политическая карикатура и иллюстрация);
дизайн экспозиции практически отсутствует.
Я понимаю, что народу много, энтузиастов мало, а денег вовсе нет. Но все же, это как никак выставка столичная.
Если тебе трудно превзойти Фу Си, ты можешь по крайней мере стать товарищем Цзи Кана и Жуань Цзи.

Лягушка хоть и прыгуча, а из корзины не выпрыгнет.
Аватара пользователя
Юрий Акопян
 
Сообщения: 12910
Зарегистрирован: Пт фев 23, 2007 5:36 pm
Откуда: Москва

Re: 2013 г. Московская первоапрельская выставка

Сообщение Андрей Рыжов » Сб апр 13, 2013 5:40 am

Столичная, это когда приглашаются авторы из разных городов России выставиться
в СТОЛИЦЕ. А прошедшая выставка именно МОСКОВСКАЯ, то есть местичковая. Ну,
а сроки проведения не лезут ни в какие ворота. 4 дня, не считая открытия... Просто
празднование 1 апреля в узком кругу, не более того. Вахтер сказал мне, что за эти
дни приходило человек 50 (из них 15 друзей привел Володя Солдатов).
Аватара пользователя
Андрей Рыжов
 
Сообщения: 4109
Зарегистрирован: Вс мар 14, 2010 9:42 am
Откуда: Москва

Re: 2013 г. Московская первоапрельская выставка

Сообщение Юрий Акопян » Сб апр 13, 2013 7:35 am

Там нет вахтера, там милые смотрительницы, сменяя друг друга, отсиживают. Наверное ты заблудился.
Ну да ладно, местечковая так местечковая, вопрос закрыт.
Если тебе трудно превзойти Фу Си, ты можешь по крайней мере стать товарищем Цзи Кана и Жуань Цзи.

Лягушка хоть и прыгуча, а из корзины не выпрыгнет.
Аватара пользователя
Юрий Акопян
 
Сообщения: 12910
Зарегистрирован: Пт фев 23, 2007 5:36 pm
Откуда: Москва

Re: 2013 г. Московская первоапрельская выставка

Сообщение Борис Эренбург » Сб апр 13, 2013 9:35 am

Это вы что, об этой выставке?
viewtopic.php?f=5&t=11573
С пожеланием успехов - Борис Эренбург
Best regards - Boris Erenburg
Аватара пользователя
Борис Эренбург
 
Сообщения: 8587
Зарегистрирован: Ср мар 14, 2007 1:29 am
Откуда: Israel

Re: 2013 г. Московская первоапрельская выставка

Сообщение Андрей Рыжов » Сб апр 13, 2013 5:12 pm

Как ни печально, о ней. Вахтер там есть, кажется называется дежурным.
Юра, пришел бы на закрытие, мог бы сам с ним поговорить. Хотя работ
хороших было достаточно, работу Виктор и Игорь поделали большую, но
весь пар ушел, нет ни в свисток, в слабое "ш-ш-шшшшш"... Но погуляли
хорошо!
Аватара пользователя
Андрей Рыжов
 
Сообщения: 4109
Зарегистрирован: Вс мар 14, 2010 9:42 am
Откуда: Москва

Re: 2013 г. Московская первоапрельская выставка

Сообщение Борис Эренбург » Вс апр 14, 2013 12:17 am

Андрей Рыжов писал(а):Но погуляли хорошо!
Между нами, девочками: это и есть самое главное. Что может быть ценнее? Встретиться, обняться, поболтать, побалдеть. Цеховая тусовка. Все равно, кроме нас самих, это все, по большому счету, мало кому нужно (viewtopic.php?f=3&t=11612)...
Наличие публики - это всего лишь бонус.
С пожеланием успехов - Борис Эренбург
Best regards - Boris Erenburg
Аватара пользователя
Борис Эренбург
 
Сообщения: 8587
Зарегистрирован: Ср мар 14, 2007 1:29 am
Откуда: Israel

Re: 2013 г. Московская первоапрельская выставка

Сообщение Юрий Акопян » Вс апр 14, 2013 4:58 am

Борис Эренбург писал(а):Наличие публики - это всего лишь бонус.

Примеры обратного, из того что мне известно, кое-что даже видел своими глазами, это чехи и французы. Тамошняя публика карикатуру и карикатуристов знает, любит, разбирается и способна нюансировать и смаковать не хуже профи. Я уж не говорю о мировом турне выставки Стейнберга "Illuminations".
Про то, что тусовка хорошо, на этой ветке сказал первый я. Но по моему скромному мнению именно она должна быть бонусом, а публика - главным блюдом.
Если тебе трудно превзойти Фу Си, ты можешь по крайней мере стать товарищем Цзи Кана и Жуань Цзи.

Лягушка хоть и прыгуча, а из корзины не выпрыгнет.
Аватара пользователя
Юрий Акопян
 
Сообщения: 12910
Зарегистрирован: Пт фев 23, 2007 5:36 pm
Откуда: Москва

Re: 2013 г. Московская первоапрельская выставка

Сообщение Борис Эренбург » Вс апр 14, 2013 5:14 am

Есть выставки и Выставки.
Авторская, будь то Стейнберг или кто бы то ни было - первый уровень, который действительно может привлечь и чеха, и француза, и русского, и еврея...
Сборная - второй уровень, качество которого обеспечивается уровнем приглашенных к участию и который привлечет круг зрителей, ширина которого зависит от того, кто и как "собирает"...
Конкурс - третий уровень, который крайне неоднороден и нестабилен. Нужно вывесить 120 работ - и отбираешь, обливаясь потом от усилий...
Примерно эту мысль я попытался выразить в последней трети крайне сумбурного интервью на открытии нашей Первоапрельской выставки
http://www.youtube.com/watch?v=DPY8HGJk ... r_embedded
С пожеланием успехов - Борис Эренбург
Best regards - Boris Erenburg
Аватара пользователя
Борис Эренбург
 
Сообщения: 8587
Зарегистрирован: Ср мар 14, 2007 1:29 am
Откуда: Israel

Re: 2013 г. Московская первоапрельская выставка

Сообщение Виктор Скрылев » Вс апр 14, 2013 11:20 am

Я не собирался делать отчёт о выставке. Потому что в организаторы вошёл спонтанно. Надо было помочь Игорю Смирнову. Всё же 35 лет! Из которых более 20-ти он провёл лично. НЕВОЗМОЖНО НЕ ОТМЕТИТЬ нашу юбилейную Первоапрельскую! Я уже писал после того, как сломался на организации, что подобными "пестротканными" больше заниматься не буду. Прошло 3 года. Включился только помочь... И не жалею. Поймал главное. Большое желание собраться, чтобы пообщаться, коснуться плечом друг друга, товарищей по цеху.
Выставка своим настроем переросла просто тусовку. Она заразила энтузиазмом приобщения к творчеству. Вот этот дух и витал по выставке. Хотя, если судить строго, немалая часть работ представляла собой балласт. Но сила значимых работ перекрывала всё – и в целом выставка удалась. Все разошлись на хорошем звучании.

На этом фоне мне кажутся неоправданными и мелкотравчатыми колкости Рыжова в переписке, скорее, не в переписке, а в "перенекивании" с нашим критиком (спасибо, что он есть!) Юрой Акопяном.

1. Статус столичности подразумевает уровень выставки, на что равняется провинция. Всё лучшее – в столице. Так было испокон веков. При чем здесь, по-Рыжову: "Столичная, это когда приглашаются авторы из разных городов России выставиться в СТОЛИЦЕ". Наша выставка называлась" Московская Первоапрельская".
2. Я вообще не понял, что ты этим хотел сказать: "Хотя работ хороших было достаточно, работу Виктор и Игорь поделали большую, но весь пар ушел, нет ни в свисток, в слабое "ш-ш-шшшшш"
От тебя, участника, который внутри процесса, странное заявление. Пшику посодействовали ты сам и другие (не буду называть фамилии), которые принесли на выставку старые, засвеченные не раз работы, не соответствующие ни заявленному девизу "Весеннее обострение", ни условию – приносить только свежие работы.

Теперь о главном. Со всеми своими недостатками (согласен с аналитическим разбором Акопяна, с замечаниями Эренбурга, частично Рыжова) выставка сыграла свою Роль и показала, что Первоапрельские должны жить. Московские, Питерские, Киевские, Пермские, Екатеринбу́ргские и пр. А при хорошей организации они должны перерасти во Всероссийскую Первоапрельскую. С большим каталогом, плакатом, наградами, фуршетом и прочими радостями. Но к выставке нужно начать готовиться заранее.

Нам необходим менеджер. Повторюсь: молодой, юридически-экономически образованный, с харизмой, не карикатурист, но понимающий ценность нашего креатива. Обязательно на оплате! ПРОЦЕНТ ОТ СДЕЛОК.
Его задача – найти на всё деньги.
Я хотел поговорить после демонтажа выставки о наших предстоящих задачах. Но как-то быстро накрыли стол из принесённого с собой и так же быстро всё опустошили. Похоже, никого из собравшихся не "жарило", а что и как дальше. Привыкли: те, кто брали и тянули на себе "воз организации", те и будут продолжать... Виноваты мы сами. Простите, но получается, "толпой" нужно управлять. И чтобы обсудить , нужно собрать натощак тот коллектив, который готов обсуждать, готов что-то вообще менять.
А для того, чтобы достойно, на высоком международном уровне проводить наши выставки необходимо:
1. Выбрать (назначить) куратора выставки.
2. Он собирает команду помощников, немногочисленную, но ответственную. Каждый отвечает за свой участок .
3. Для отбора работ на выставку выбирается выставком из авторитетных художников. Их решение не обсуждается.
4. Структурирование экспозиции.
5. Создание стиля выставки: дизайн и полиграфия
Аватара пользователя
Виктор Скрылев
 
Сообщения: 175
Зарегистрирован: Чт ноя 12, 2009 6:06 pm
Откуда: г. Москва

Re: 2013 г. Московская первоапрельская выставка

Сообщение Борис Эренбург » Вс апр 14, 2013 1:17 pm

Да у меня вроде замечаний и не было. Была искренняя радость за вашу встречу, было безусловное согласие именно с таким форматом выставок, самым эффективным как творчески, так и личностно. Как приятно видеть на общих фотографиях персонажей, которые по жизни не слишком связаны и не очень дружат.
Именно такой относительной камерностью, без которой атмосфера истинного профессионализма просто невозможна, меня покорил принцип организации ежегодных выставок Болгарского Союза. Надеюсь, что и у нас привьется именно этот принцип.
Так что успехов всем вам на будущее, ну и менеджера с харизмой и деньгами, разумеется! И все же не 4-х дневку, а подольше...
С пожеланием успехов - Борис Эренбург
Best regards - Boris Erenburg
Аватара пользователя
Борис Эренбург
 
Сообщения: 8587
Зарегистрирован: Ср мар 14, 2007 1:29 am
Откуда: Israel

След.

Вернуться в Почитать, посмотреть...

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Majestic-12 [Bot] и гости: 5


cron