Радио "Маяк": Хихус о "Коммиссии-2008"
21.04.2008 13:05 "Дневное шоу Антона Комолова и Ольги Шелест "
Художник Хихус - гость Антона Комолова и Ольги Шелест
КОМОЛОВ: Комикс может раскрасить и сделать интересной любую историю, не только скучную. Так ли это? Об этом мы поговорим с настоящим специалистом - художником-комиксистом Хихусом. Поговорим о комиксах и фестивале комиксов «КомМиссия-2008», который открывается в пятницу. Хихус, правильно ли говорить художник-комиксист?
ХИХУС: Если человек художник-комиксист, то можно говорить художник-комиксист. Вообще-то мы говорим автор, потому что для того, чтобы рисовать комиксы, нужна куча народа. Нужен режиссер в первую очередь со своим режиссерским видением. Нужен художник, который все это зарисует, нужен сценарист, который придумает сценарий. Если это все в одном человеке - браво, отлично, так и живем. Иногда это целая команда - большая.
ШЕЛЕСТ: Как чаще случается? Команда работает или один человек?
ХИХУС: В странах, где развитая и серьезная индустрия, это, разумеется, огромная команда - студия. У нас это, конечно, один или два человека.
ШЕЛЕСТ: А лидерами остаются Америка и Япония?
ХИХУС: Америка уже тысячу лет как не лидер. Лидером является Япония, потом Франция. Слово "комиксы" вообще не правомочно, потому что комиксы рисуют только в Америке. Их два вида: комиксы, которые пишутся через «s», и комиксы, которые пишутся через «x» на конце. Первые - это супермены, которые прыгают в трико. Есть великолепная плеяда авангардных комиксистов, которые пишут слово «комикс» через «х» в конце. Это народные истории, например, как я пошел в супермаркет и там подрался. Это комиксы, которые рисуют в Америке, и они не лидеры. У японцев 30 процентов печатной продукции - это манга, совсем не комиксы, потому что даже читатель разный. Фестиваль у нас уникальный, потому что мы единственные в мире, представляющие и комиксы, и манга, и BD. Лидеры - это BD, это Франция, Бельгия и так далее. Они из того, что мы считаем настоящим комиксом, они и есть лидеры, потому что у них гигантская индустрия.
КОМОЛОВ: У них определенные герои или определенная тематика? Если тем более вы выделяете BD в отдельную категорию?
ХИХУС: Более авторский. Если Америка уничтожила свой комикс тем, что выкупают все права на студию, забирают у художника все, и дальше начинается приглашение сценаристов, других художников, никому уже не интересен этот коммерческий проект, это никому не интересно читать...
КОМОЛОВ: Фабричное производство?
ХИХУС: Да, фабричное производство. В Европе это штучный товар. Художник рисует полгода или год альбом. Читатель ждет. Все отлично. Когда я был в Японии и эти вещи им говорил, они удивлялись, как можно рисовать альбом полгода: «У нас неделю рисуют альбом!». Это очень смешно. В Японии он черно-белый и толстенький и воспринимается как одноразовое чтение. После чтения выкидывается. А в Европе это 48 полос в твердой обложке. Его ждут, покупают и хранят. У нас в стране есть два серьезных коллекционера комиксов. Это Венедиктов и Эрнст. Они настоящие коллекционеры, которые ездят на все фестивали и скупают комиксы.
КОМОЛОВ: А дорого это покупать?
ХИХУС: Средняя цена типа 14 евро. А коллекционное издание может стоить сколько угодно. Цена иногда доходит до миллиона.
ШЕЛЕСТ: На фестивале будет фензин-фабрика, где маленьким тиражом комиксы будут издаваться и печататься прямо здесь же и при тебе?
ХИХУС: Прямо здесь же при тебе. Можно прийти, порисовать и тут же напечатать. У нас там есть такая маленькая ярмарка. Так во всем мире. На самом деле, пока издатели что-то думают, художники сами себя издают небольшими тиражами, по 10 экземпляров. Поэтому это особенно прикольно и очень круто!
КОМОЛОВ: Кто-то станет известным, умрет, и тогда это будет очень дорого?
ХИХУС: На самом деле кто-то очень неплохо продается, совершенно не умирающий. Например, в Японии самиздат - это совершенно отдельная культура. У них тиражи уже пошли по 10-15 тысяч. У них есть специальные типографии, которые занимаются только комиксным самиздатом - манга самиздатом.
КОМОЛОВ: У нас в стране есть художники, которые на этом специализируются, у которых есть своя аудитория, как у писателей?
ХИХУС: Да, у нас есть. Если вы сейчас посмотрите на всякие красивые книжки, которые я вам подарил, там есть альманах "ЛМР". "ЛМР" раньше называлось "Люди мертвой рыбы", но потом провели легкий маленький ребрендинг и теперь мы называемся "Лидеры мифической революции" и вообще как угодно (левый мизинец руки, лама мыла раму и так далее). На фестиваль мы привозим 8 стран. У нас открытый конкурс.
КОМОЛОВ: То есть любой человек может принять участие в конкурсе?
ХИХУС: Любой человек может нарисовать и представить на конкурс. Есть детская номинация, взрослая, профессионалы и любители. Участвуют все вместе, потому что иногда любители выдают покруче профессионалов. Комикс - это история. Надо рассказать историю, и мне все равно, как вы рисуете. Но если вы в голове режиссер и на бумаге можете снять кино - это комикс.
Подробности беседы слушайте в аудиофайле.
http://www.radiomayak.ru/tvp.html?id=139835&cid=
__________________