Просто напоминание о том, чем был музей Сахарова для нас, карикатуристов.
БиБиСи о выставке Михаила Златковского в 2008-м году:
http://news.bbc.co.uk/hi/russian/entert ... 124052.stmВозможность взглянуть на перипетии современной российской политики глазами «лучшего художника всех времен и народов в карикатуре» - по опросу журнала Witty World, самого авторитетного издания в этой области - появилась у москвичей.
В музее академика Сахарова открылась выставка политической сатиры Михаила Златковского, художника, некогда запрещенного в России и до сих пор более известного за рубежом, чем на родине.
У Златковского около 200 национальных и международных наград в жанрах карикатуры, плаката, анимации, книжной и журнальной иллюстрации.
В музее Сахарова выставлена, прежде всего, политическая карикатура последних четырех лет. Однако среди 250 работ есть и вещи, которые карикатурой назвать никак нельзя: прорисованные до мельчайших деталей, слишком многозначные для карикатуры, и часто совсем не смешные. Эту философскую графику сам автор относит к «sense art» - смысловому искусству.
Каждый его рисунок, будь то аскетический набросок-символ на злободневную тему или серьезное живописное полотно, непременно сочетает смысловую нагрузку и старательное, оригинальное художественное исполнение.
«У меня нет времени рисовать натюрморты, пейзажи, красивых женщин, - говорит художник. - В моей голове намного больше мыслей, чем я успеваю воплотить на бумаге».
Физик-ядерщик по образованию, Златковский оставил естественную науку ради рисования в начале 70-х. Вскоре он стал известен - сначала на Западе, потому что его карикатура не имела отношения к официальной советской сатире, позже на родине. В годы перестройки всю западную прессу обошла его серия карикатур «Мой Горби», с президентом Советского Союза в главной роли.
О многих наградах, которые получил до распада СССР, художник даже не знал. Стоит ли говорить о том, что о многих его работах ничего не знали и его сограждане. В 1982 году Златковского запретили публиковать в центральной печати. Тогда он чудом избежал преследования по статье «Антисоветская агитация и пропаганда».
Политическая карикатура - не столько любимое занятие Златковского, сколько проявление гражданской позиции, «осознанная инвектива этому обществу, этой власти». «Не у многих есть возможность бороться с той властью, которая не устраивает, - считает Златковский. - Я счастливый человек, потому что у меня есть эта возможность».
В середине 90-х он уехал в США и некоторое время рисовал просто для себя. В результате на свет появилась серия «чудовищной порнографии», о которой он мечтал всю жизнь. Если бы Златковский был погруженным в себя художником, живущим в своем мире, он, по собственному признанию, рисовал бы исключительно эротику и порнографию.
Но он чувствует себя «общественным животным»: «Я живу в реальных условиях и борюсь тем, что у меня есть».
Тем не менее, многие из присутствовавших на открытии выставки сходятся в убеждении, что политическая карикатура Златковского более ценна не сиюминутным приложением к реальности, а именно своей тонкостью и внутренним изяществом.
Политика - это сегодняшний день, это преходяще - считает главный художник журнала «Химия и жизнь» Александр Астрин - а в работах Златковского ценно умение автора видеть и понимать происходящее вокруг и очень точно на это реагировать. «Когда эта политика уйдет - останется Златковский, потому что он есть элемент культуры», - считает Астрин.
«Не случайно здесь упоминают Иеронима Босха, - говорит писатель Виктор Шендерович. - Это имеет большее отношение к Босху нежели к юмористическим рисункам на последней полосе».